ЕДИНЫМ ФРОНТОМ

 

В статье «Солдаты трудового фронта», опубликованной в 25 номере «Волховских огней», рассказывалось о работе волховстроевских железнодорожников в годы войны. Статья вызвала много откликов, они приходили и в редакцию газеты, и в мой адрес. И это понятно. В материале я рассказал в основном о работе паровозных бригад. А ведь в то грозное время на узле трудились работники многих служб – путейцы, станционники, связисты, рабочие восстановительного поезда и восстановительной колонны и другие.

Несмотря на тяжелейшую обстановку, близость фронта, частые бомбежки, службы действовали слаженно, единым трудовым фронтом. Под огнем врага выполняли важнейшую работу, пропускали поезда с грузами для фронта и эшелоны в тыл.

По просьбе редакции я познакомился с откликами на статью, встретился с авторами писем. Каждый из них дополнил рассказ о трудовой доблести волховских железнодорожников. Часть из них использована в этой статье.

 

 

Ветераны Волховстроевского железнодорожного узла
(слева направо) Г. А. Афанасьев, А. В. Беленьков,
И. А. Яшков, П. С. Тимофеев, А. А. Стоумов
Фото О. Солдатовой

 

...Большие испытания выпали на долю работников восстановительного поезда, которые тотчас после бомбежки, а иногда и не ожидая конца ее, начинали восстанавливать разрушенное путевое хозяйство.

Что представлял из себя такой поезд? Это ряд сформированных вагонов и платформ с 45-тонным подъемным краном, два трактора для растаскивания вагонов, пневматическое подъемное оборудование, запас рельсов, стрелочных переводов и крестовин.

Всю войну начальником восстановительного поезда работал Константин Артамонович Иванов. Сейчас его нет в живых, но о нем очень тепло вспоминают железнодорожники. Это был душевный и смелый человек, умел в тяжелый момент подбодрить людей, вселить в них уверенность. Сам во всем показывал пример.

Вот что рассказывает о работе в те годы бывший механик крана восстановительного поезда Леонид Дмитриевич Секретарев:

– Всего 22 человека было в нашем коллективе, а какой огромный объем работ приходилось выполнять. Правда, при особо напряженной обстановке помогали и работники других служб. Мы немедленно приступали к работе после каждой бомбежки, а они следовали одна за другой. Бывало, только успеешь растащить вагоны, засыпать воронки, установить рельсы, снова налет вражеских самолетов, и на только что восстановленных путях – новые разрушения, новые жертвы.

Так, во время работы был ранен мастер П. В. Березин. Самоотверженно трудились механик А. А. Курцевнч, трактористы Никита Яшков и Александр Кузнецов, механик крана Тимофей Царьков, помощник механика Матрена Кондратенко, мастер пути Н. Т. Борисов.

Помню, на ст. Шоткуса бомба попала в состав с боеприпасами. Начали рваться мины, снаряды. Если срочно не растащить вагоны, произойдет страшное... И вот здесь наши товарищи показали настоящий героизм и выдержку. Отцепляли вагоны и откатывали их, где тросом, где из последних сил вручную. А кругом огонь, разрывы. Того и гляди, вся станция взлетит на воздух.

И все-таки люди победили. Большинство вагонов было спасено, состав двинулся потом дальше. А мы уже спешили на другое место, где была не менее страшная картина: вздыбленные рельсы, воронки на путях, разбитые вагоны, поваленные паровозы.

Это была тяжелая работа, о стойкости рабочих можно говорить долго.

И Леонид Дмитриевич вспоминает еще немало эпизодов беспокойной работы железнодорожников Волховстроя, которые, как он говорит, всю войну были на передовой трудового фронта.

Пятнадцатилетним пареньком, закончив училище, в 1943 году прибыл по направлению на Волховстрой Коля Орлов. Приехал, что называется, в самое пекло. Работая в ремонтно-путевой колонне, он получил настоящее боевое крещение, хорошую трудовую закалку. Вот что рассказал мне о том времени Николай Иванович Орлов:

– Работать приходилось беспрерывно, днем и ночью. Не спали по несколько суток, недоедали. Жили одним: быстрее исправить путь. Бывало, работаешь, а немецкий разведчик уже летит, смотрит обстановку. А вскоре слышишь, и бомбардировщики гудят.

Однажды мы приехали на станцию Куколь, где были разбиты входные стрелки. Не успели приступить к работе, слышим разрывы. Что такое? Самолетов нет, а бомбы рвутся. Поднимаются в воздух шпалы, рельсы. Оказалось, что в предыдущую бомбежку немцы сбросили бомбы замедленного действия с часовым механизмом.

Одну неразорвавшуюся бомбу решили откопать, зацепить тросом за хвост и вытащить под откос. Выделили несколько человек, начали откапывать. Каждый работал по пять минут. Копают и слышат ход часов.

Выкопали. Осталось зацепить трос за оперение. Была очередь за Григорием (фамилию вот, к сожалению, не помню), он только опустился в яму, зацепил и тут же выскочил. Успел отбежать метров шесть, грянул взрыв. Когда все рассеялось, подбежали, Григорий лежит с перебитой ногой, но жив.

А вскоре начали рваться бомбы вкруговую возле разбитого моста. Приказано было отойти к лесу, собрались возле высокого штабеля бревен. Я полез наверх, смотрю, бревна в середине раздвинуты, и там дыра. Мы уже успели отбежать, когда раздался страшный взрыв.

Потом началась спешная тяжелая работа. К вечеру привезли нам обед. Приехал В. М. Виролайнен, заместитель начальника Кировской железной дороги. Рабочие дали слово сделать все возможное, чтобы наладить путь. Утром поезда пошли на восток...

К сказанному Николаем Ивановичем могли бы многое добавить и те, кто налаживал на узле связь, отправлял поезда, сопровождал составы. И каждый такой рассказ поведает молодежи о новом подвиге железнодорожников, работающих единым фронтом. Благодаря их мужеству шли и шли вперед железнодорожные составы.

 

А. Стоумов,

почетный железнодорожник.

 

 

* Волховские огни. – 1975. – № 86. – С. 3.