ВСПОМНИМ, ЧТО БЫЛО...
Тяжелые испытания выпали на долю волховских железнодорожников. Мне хочется рассказать об их трудовом героизме во имя Великой Победы.
Фашистские полчища, прорвавшись к Ленинграду, отрезали железнодорожные коммуникации уже в первый год войны. Оставалась одна железнодорожная линия – Ленинград – Волховстрой, связывающая город Ленина, его героических защитников с Большой землей. По ней беспрерывным потоком шли поезда с эвакуированными, ранеными, оборудованием из Ленинграда, вооружением и боеприпасами – в город на Неве. Немецкие стервятники бомбили почти каждый поезд, ежедневно сбрасывали смертоносный груз на железнодорожный узел.
Осенью 1941 года, когда враг рвался к Волхову, сжимая кольцо вокруг Ленинграда, многие железнодорожники по призыву городской партийной организации ушли в партизанские отряды. В их числе машинист Голованчиков, начальник отдела кадров паровозного отделения Долженков, инженер Чайковский и другие.
На узле были созданы госпитали – в железнодорожном клубе, 61-й школе и путейском техникуме. Особую активность проявляла врач Мерецкая.
Когда враг почти полностью блокировал Ленинград, перерезав все пути, выйдя на южное побережье Ладожского озера, железнодорожники вместе с воинскими частями проложили от станции Войбокало до Кобоны ветку, где начиналась легендарная «Дорога жизни». Этот участок обслуживали Волховские локомотивные и кондукторские бригады. Днем и ночью под минометным и артиллерийским огнем они мужественно стояли на своих постах. В числе их были машинисты Мокин – ныне Герой Социалистического Труда, Кузнецов, Голованчиков, помощник машиниста Дятлов*, главные кондукторы Кудряшов, Фасонов и многие другие.
В 1942 году у нас иссякли запасы угля. Нависла угроза срыва прифронтовых перевозок. Мы знали, что в Лодейном Поле есть уголь, и решили его использовать. К этому времени фашисты вышли на правый берег Свири и вели жестокий артобстрел станции. Несмотря на близость передовой, от складов станции Лодейное Поле под покровом ночи были выведены в Волховстрой паровозы и тысячи тонн угля. А когда израсходовали и эти запасы, пришлось перейти на дрова, которые брали на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате.
Путейцы Рыков, Морошкин, Романов, вагонники Еремкин, Соломаткин, Гладилин, движенцы Ислямкулов и Воревода, связисты Шойхет, Трошин и Голубев, паровозники Запатрин, Кузнецов, Стоумов и сотни других днем и ночью обеспечивали работу узла и линейных станций.
Части Волховского и Ленинградского фронтов в январе 1943 года, прорвав блокаду Ленинграда, освободили южное побережье Ладожского озера. За две недели железнодорожники продолжили линию от Поляны до Шлиссельбурга, и 6 февраля, поздно вечером, из Волховстроя на Ленинград отправился первый поезд с продовольствием. Состав повела бригада машиниста Пироженко, помощника Дятлова и кочегара Коновалова в сопровождении главного кондуктора Кудряшова.
Прибытие первого поезда с Большой земли на Финляндский вокзал 7 февраля вылилось в настоящее торжество. Это событие еще более укрепило веру ленинградцев в окончательный разгром врага.
Защищая город, многие железнодорожники отдали свои жизни. Память об их героизме и мужестве навсегда сохранится в сердцах живых. Десятки железнодорожников получили правительственные награды. Родина по достоинству оценила ратные подвиги гвардейцев стальных магистралей.
А. Алексеев,
председатель райпрофсожа
Волховстроевского отделения дороги,
бывший начальник отделения
паровозного хозяйства.
* Опечатка в тексте газеты; должно быть: Дятлев.
* Волховские огни. – 1965. – № 75. – С. 2.