ПОДВИГ НА ЛАДОГЕ
«Горизонт прояснялся. Непостижимое зрелище открывалось взору: вся белая даль озера на многие километры была исчерчена будто вздрагивающими цепочками, это шли гуськом и уступом, точно косари в поле, люди с лопатами. Они расчищали занесенную метелью ледовую дорогу. Где-то почти уже невидимые глазом, ворчали тягачи и снегоочистители. Значит, к вечеру снова вспыхнет на востоке облако мерцающего света, пойдут мимо нас бесконечные колонны автомобилей с боеприпасами и продовольствием – спасать Ленинград».
Так писал о первых днях знаменитой «дороги жизни» писатель-фронтовик Николай Атаров. Эта трасса была проложена по льду Ладожского озера в дни блокады Ленинграда, в непосредственной близости от рубежей, которые занимал враг.
«Дорога жизни» имела поистине историческое значение для спасения ленинградцев, снабжая всем необходимым войска Ленинградского фронта.
...Старинное русское селение Кобона Волховского района, расположенное на берегу Староладожского канала, внезапно приобрело широкую известность в годы Великой Отечественной войны. Через Кобону шло снабжение блокированного Ленинграда продовольствием, оружием, медикаментами. Отсюда автомобильная дорога протяженностью 30 километров проходила до мыса Осинец.
Только за пять месяцев работы ледовой дороги зимой 1941-42 гг. в Ленинград через Кобону было перевезено свыше 300 тысяч тони грузов, главным образом, продовольствия и боеприпасов. Из Ленинграда вывезли свыше 500 тысяч детей, женщин, стариков, тысячи тонн промышленного оборудования.
Летом 1942 года Кобона стала главным портом для транспортировки грузов на южном побережье Ладожского озера.
Гитлеровцы непрерывно бомбили суда, пересекавшие Ладогу. Они направляли на пирсы Кобоны, где стояли под погрузкой суда, по 60-90 самолетов одновременно. Но «конвейер перевозок» врагу не удалось нарушить! В этом большую роль сыграли моряки Ладожской военной флотилии, морские летчики.
Штаб флотилии находился тогда в Новой Ладоге. Отважные моряки вели активные боевые действия на Ладожском озере. Во взаимодействии с авиацией они уничтожили немало судов противника.
Вот один из славных боевых эпизодов.
В 35 километрах от Новой Ладоги расположен остров Сухо. С начала 18 века он использовался для устройства маяков на бурном Ладожском озере. Во время Великой Отечественной войны на Сухо дном и ночью нес вахту небольшой гарнизон морских артиллеристов. Он охранял доступы к Ладожской «Дороге жизни».
Ночью 22 октября 1942 года фашистская эскадра в составе 30 кораблей с большим десантом появилась перед Сухо. Гитлеровцы рассчитывали на внезапность удара.
Два небольших корабля Ладожской военной флотилии, обнаружившие вражеский отряд на подходе к Сухо, смело вступили в бой с противником. Наши военные моряки точным огнем сумели вывести из строя несколько вражеских судов, а артиллеристы островного гарнизона снарядами своих орудий потопили еще несколько кораблей врага.
Сорвалась также попытка фашистских десантников высадиться на острове Сухо. Его героические защитники дружно контратаковали и забросали десантников гранатами.
На помощь отважному гарнизону Сухо пришли советские самолеты. Под ударами авиации и защитников острова фашисты вынуждены были отступить. В этом бою противник потерял 17 десантных судов!
В боях у острова Сухо отличились многие воины. Среди них были старший лейтенант Гусев, военный инженер Мельницкий, артиллеристы Андросов, Смирнов, Зубков, Полещук, Иванов и другие.
...Важную роль в обороне северных подступов к Ленинграду сыграл знаменитый «Орешек». Эта старинная русская морская крепость занимала ключевую позицию у выхода в Ладожское озеро.
В сентябре 1941 года после ожесточенных боев немецко-фашистские войска ворвались в город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), рассчитывая с хода форсировать Неву, переправиться на правый берег, соединиться с бело-финскими частями и, тем самым, завершить полное окружение Ленинграда.
Однако путь врагу к правому берегу преградил древний «Орешек». Ночью 14 сентября сюда на шлюпках прибыла группа отважных краснофлотцев Ладожской военной флотилии, а затем подошло еще новое подкрепление, вооруженное пулеметами и орудиями. Командиром морской батареи был назначен младший лейтенант комсомолец Петр Кочененков.
Остановившись на берегу, фашисты ударили по крепости крупнокалиберными снарядами. С того дня жизнь на островке, где стоял «Орешек», как бы ушла под землю. Тяжелые каменные стены возвышались над водой, а под ними, опоясывая крепость, проходили подземные траншеи.
Защитники крепости поистине были людьми стальной воли. Враг поливал крепость беспощадным огнем, обстреливал из орудий, пулеметов и автоматов трассу через реку, по которой крепость могла сообщаться с нашим берегом. Летом сюда добирались на лодках, зимой по льду, а весной во время ледохода связь прерывалась.
Морские артиллеристы «Орешка» не сидели сложа руки. Гарнизон был активно действующей огневой силой. Он уничтожил сотни батарей, минометов и других огневых точек врага, взорвал склады боеприпасов и автомашины, подавлял вражеские батареи, которые вели огонь по знаменитой ледовой «Дороге жизни».
Пехотинцы одной из частей, оборонявших город Ленина, писали в январские дни 1943 года защитникам крепости: «Вы, дорогие товарищи, заняли передовое место в рядах бесстрашных бойцов за Ленинград. С вашей помощью враг был остановлен. Каменные стены крепости крошатся, ломаются, но вашей воли к борьбе не сломить никому».
В мае нынешнего года, когда советский народ отмечал 20-летие Великой Победы над гитлеровской Германией, в Ленинграде состоялся слет тех, кто в дни блокады Ленинграда сооружал, работал и охранял ладожскую «Дорогу жизни». Среди них было немало славных моряков Краснознаменной Ладожской военной флотилии.
Необычайно тепло, с большой радостью встретились боевые друзья.
Неподалеку от бывшей пристани Осиновец, служившей в годы войны воротами из осажденного Ленинграда на Большую Землю, на здании начальной школы была установлена мемориальная доска. Золотыми буквами на мраморе высечено: «Отсюда в 1941 – 1943 гг. по легендарной «дороге жизни» под непрерывными бомбежками и обстрелами врага переправляли на Большую Землю женщин, детей и раненых защитников Ленинграда. Подвиг героев Ладожской трассы будет жить вечно».
А. Викторов,
корр. ЛенТАСС.
* Волховские огни. – 1965. – № 119. – С. 1-2.