ДОЛГ ПАМЯТИ

 

Память... Удивительная это штука – человеческая память. Годы стирают на земле суровые меты войны: где когда-то зиял окоп, теперь зеленеют хлеба, где был вражеский дзот, высятся срубы новых домов. Но одного не могут стереть эти годы – памяти благодарного сердца, памяти о тех, кто сложил свои головы на поле брани.

– Вот закрою глаза и словно вижу экран, на котором до боли знакомые кадры, – говорит Анатолий Алексеевич Копылов, бывший комиссар тральщика № 82.

Ладога... Июль 1941 года. На буксире поднят военно-морской флаг, судно встало в строй боевых кораблей Ладожской военной флотилии. Командиром тральщика был назначен Иван Тюньков, воспитанник Ленинградского техникума речного и озерного плавания.

Большая, завидная судьба у этого маленького корабля. Через тысячи смертей он выходил на коммуникации врага и наносил ему удары. Охранял конвой кораблей, обеспечивал боеприпасами и продовольствием защитников Шлиссельбурга и других гарнизонов. Вот лишь один день из боевой летописи тральщика.

...30 октября корабль вел паром на Кобону – малой трассой летней Дороги жизни. На пароме находились вагоны с оборудованием, на борту тральщика – эвакуированные ленинградцы. Шторм крепчал, и командир надеялся, что удастся уберечься от воздушных пиратов и обстрела береговых батарей. Но погода вскоре подвела, и когда чуть прояснилось, ТЩ-82 подвергся атаке двенадцати фашистских самолетов. Они «становились» на курс корабля и расчетливо сбрасывали бомбы, расстреливали из пушек и пулеметов.

Загорелись вагоны. На корабле осколками перебило паропровод. Оборвался буксирный трос. Тральщик получил свыше ста пробоин, из них большинство в подводной части. И все-таки люди выстояли. Вели бой и тут же заделывали пробоины, чинили паропровод. В этой борьбе особенно отличились старший механик Александр Вальков, старшина машинной группы Иван Козырев, командир отделения котельных машинистов Иван Алешихин. Несмотря на штормовую погоду и обстрел с самолетов, моряки сумели подойти к парому, ликвидировать пожар и завести новый буксирный трос. Оборудование было доставлено в Кобону.

Только в течение 1942 года ТЩ-82 перевез на паромах и баржах десятки тысяч тонн грузов: для Ленинграда – военную технику и продовольствие, в тыл – заводское оборудование и другие ценности. На корабле эвакуировались многие ленинградцы.

После Ладоги ТЩ-82 был передан на Балтику. И здесь он шел из боя в бой. Осенью 1944 года вместе с группой тральщиков экипаж производил траление Даугавы. Отважные моряки уничтожили десятки фашистских мин. 5 декабря 1944 года при тралении в устье Даугавы на траверзе маяка Даугавгрива ТЩ-82 подорвался.

Погибло двадцать человек. Чудом спасся только механик тральщика Александр Вальков.

А. Копылов, находившийся в этот момент на другом корабле, тяжело встретил весть о гибели своих друзей.

Каждый человек имеет свой еще не оплаченный долг перед друзьями, близкими, соратниками по борьбе. Для коммуниста Анатолия Копылова таким долгом стало увековечение памяти погибших своего тральщика, где он был комиссаром и знал каждого.

Когда А. Копылов переехал в Ригу, в разные концы страны – в военкоматы, военные архивы, по старым адресам, сохранившимся в цепкой памяти комиссара, полетели письма, запросы. В помощь ветерану войны включились учащиеся 33-й Рижской средней школы, Ладожской восьмилетней, ветераны боев на Ладоге.

Самым младшим на тральщике был Андрюша Киреев. В момент гибели корабля ему было всего лишь тринадцать лет. Он жил в деревне Черноушево Волховского района. Фашисты убили его отца и мать, спалили дом. Мальчик знал, что на Ладоге есть военные корабли. И он отправился в трудную дорогу.

Комиссар хорошо помнит, как в 1943 году на тральщик пришел худой, оборванный мальчишка и попросился на корабль.

Так Андрюша Киреев стал юнгой тральщика. Он быстро вошел в жизнь корабля, ходил в боевые походы, стал хорошим сигнальщиком. Долго не удавалось найти родственников Андрюши. И только недавно комиссар получил дорогую весточку. Ее прислала сестра Андрюши – Валентина Анисимовна Киреева из деревни Черноушево Волховского района. Она сообщила комиссару много интересных фактов из жизни брата и своей.

Большую помощь комиссару в поиске оказал механик тральщика Александр Вальков, который проживает в Ленинграде.

Один за другим отыскивались родные и родственники погибших. На братском кладбище моряки Рижского гарнизона установили обелиск.

Тридцать лет поиска. Теперь уже известны имена и адреса всех родственников погибших, и каждый из них сможет приехать в Ригу, побывать на могиле отца, сына, брата или боевого товарища.

Кем стали они, дети героев? Найден адрес и установлена переписка с сыном командира корабля Ивана Тюнькова – Юрием. Он работал на заводе ВЭФ, а потом по путевке комсомола учился в Москве, получил высшее образование. Сейчас Юрий Тюньков журналист, представляет нашу страну в Каире.

В Комсомольске-на-Амуре живет сын старшины первой статьи Юрия Ромащенко – Виктор, преподаватель строительного техникума, готовит для БАМа строителей. Офицером Советской Армии стал сын командира отделения машинистов Ивана Козырева – Евгений Козырев.

В день 30-летия со дня гибели тральщика (5 декабря 1974 года) в гости к комиссару приехало около двадцати родственников погибших моряков – жены, сестры, сыновья, внуки. В сопровождении ветеранов войны, молодых воинов гости пришли к обелиску, чтобы почтить память погибших. Из Ленинграда прибыли вдова комендора Александра Петрова – Евгения Николаевна Петрова и сын героя Владимир Петров. Его отцу, Саше Петрову, комиссар А. Копылов давал рекомендацию в партию. Сын героя продолжает дело своего отца.

Рядом с седым ветераном боев на Ладоге, сигнальщиком с погибшего корабля «Пурга» Николаем Разливаемым стоит сын краснофлотца ТЩ-82 Николай Яковлев. Его отец Григорий Яковлев страстно любил свою профессию строителя и хотел, чтобы его сын был таким же. Николай продолжает дело отца.

К обелиску пришли родственники многих других погибших моряков: сестра котельного машиниста Алексея Пшенова – Надежда Коротенко, вдова старшины первой статьи Юрия Ромащенко – Мария Игнатьевна, дочь боцмана Николая Архипова – Галина и многие другие.

В воспоминаниях ветеранов оживают образы тех, кто отдал жизнь за счастье родной страны.

Долг памяти... Кто пройдет равнодушно мимо холмика гранитного обелиска, мимо скромной пирамиды со звездочкой! Где бы ни повстречались нам братские могилы – в Латвии, украинской степи или в горах Кавказа, в подмосковных лесах – всюду они вызывают одинаковые чувства – светлую печаль о вчерашнем и гордую уверенность в завтрашнем дне.

 

Ф. Волохов,

капитан-лейтенант

в отставке,

г. Рига.

 

 

* Волховские огни. – 1974. – № 206. – С. 3.