ЧТОБЫ ВЫСТОЯЛ ЛЕНИНГРАД

 

Несколько лет назад вышла из печати книга воспоминаний железнодорожников о работе Октябрьской магистрали в годы Великой Отечественной войны – «Октябрьская фронтовая». В ней немало страниц уделено рассказам о тружениках Волховстроевского отделения. Сегодня мы публикуем отрывки из воспоминаний заместителя начальника бывшей Кировской дороги Вольдемара Матвеевича Виролайнена «Чтобы выстоял Ленинград», помещенных в книге «Октябрьская фронтовая».

 

...Но особенно памятным останется время, когда мне довелось быть уполномоченным Наркомата путей сообщения на Волховстроевском узле.

Специальный поезд, в котором мы прибыли и Волховстрой в начале января 1942 года, был здесь единственным. Станционные пути занесены глубоким снегом – сказался длительный перерыв в движении. На Мгу поезда прекратили ходить в конце августа 1941 года. Примерно в это же время прервалось движение и на Чудово: на этом направлении гитлеровские войска приблизились к Волховстрою на расстояние 12–14 километров (станция Гостинополье). В сентябре было прервано сообщение с Петрозаводском – гитлеровцы захватили ряд станций, расположенных неподалеку от реки Свирь. Когда в первых числах ноября фашистские войска заняли Тихвин, прекратилось движение поездов и на этом направлении.

Таким образом, станция Волховстрой бездействовала около двух месяцев. С освобождением Тихвина она снова соединились с железнодорожной сетью страны. Теперь сюда должен был пойти поток грузов для осажденного врагом Ленинграда и двух фронтов – Ленинградского и Волховского, а также для Балтийского флота. Возникла возможность продвигать грузы через Волховстрой до станций Жихарево и Войбокало, а отсюда автотранспортом к Дороге жизни.

Обстановка, создавшаяся в январе 1942 года, требовала резкого усиления пропускной способности узла, ускорения переброски грузов к Ладожскому озеру. Началась постройка новой железнодорожной линии – от станции Войбокало к прибрежным селениям Лаврово, Кобона и Коса. Дальность пробега автомашин в результате этого сокращалась на две трети, что позволяло перевозить по льду Ладожского озера в несколько раз больше грузов.

Решение о постройке линии было принято Государственным Комитетом Обороны. Через три дня после моего приезда в Волховстрой сюда прибыл начальник строительства № 42 А. С. Черный. Он познакомил меня с решением ГКО. За месяц требовалось уложить около 50 километров железнодорожных путей, из них 32 километра – главных.

...Через Ладогу в первые дни эксплуатации новой линии уже перевозилось до 8.000 тонн грузов в сутки, то есть вчетверо больше, чем прежде. В осажденном Ленинграде были увеличены нормы выдачи хлеба и других продуктов. Огромную помощь оказала эта ветка и в эвакуации населения и промышленного оборудования из города.

Железнодорожники проявили большую заботу о ленинградцах и во время стоянки поездов в Волховстрое. До столовой настлали деревянные мостки. Каждый состав встречали комсомольские бригады. Они помогали наиболее слабым добираться до столовой, а вечером становились на поворотах мостков и мигающим светом фонаря показывали, куда идти.

Столовая пункта работала круглые сутки и в отдельные дни пропускала до 12–15 тысяч человек. Снабжалась она лучшими продуктами. Ее персонал не жалел сил, чтобы хорошо и быстро обслужить людей.

Однажды я показал книгу отзывов столовой А. Н. Косыгину, который являлся представителем ГКО по организации эвакуации ленинградцев и в тот момент находился в Волховстрое. Он захотел проверить, действительно ли столовая работает так, как о ней отзываются. Обошли все ее помещения. Обедала очередная группа эвакуируемых. Осмотр и беседа с обедающими подтвердили оценку, которая давалась в записях. А. Н. Косыгин остался доволен работой столовой.

В апреле над Волховстроем стали часто появляться разведывательные самолеты. 29 и 30 апреля и в первые три дня мая фашисты предприняли массовые налеты, сбрасывая бомбы весом до тонны. Эти бомбежки носили прицельный характер и нанесли железнодорожному хозяйству большой ущерб. Серьезно пострадали веерное депо и механический цех, секция ступенчатого депо и вагонное депо. Было восемь прямых попаданий в здание вокзала, бомбы разрушили его до основания. Пострадало много других зданий. При каждом налете частично выводились из строя станционные пути.

Железнодорожники узла жили и трудились по-фронтовому.

 

В. Виролайнен,

заместитель начальника

бывшей Кировской дороги.

 

 

* Волховские огни. – 1973. – № 21. – С. 3.