ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА ВОЛХОВ

 

Герой Социалистического Труда металлург алюминиевого завода Иван Яковлевич Могутов многие годы возглавляет совет содействия музею истории города Волхова. Сегодня он рассказывает о защитниках нашего города в битве с фашистами, о вкладе волховчан в общую победу советского народа.

 

В нашем городском музее собран обширный материал о ратных и трудовых подвигах волховчан в годы войны. В залах музея, школах, технических училищах и техникумах я часто встречаюсь с молодежью, провожу экскурсии и беседы, рассказываю о героях фронта и тыла.

Труженики Волхова и района сумели быстро перестроить всю свою работу и жизнь на военный лад. Более одиннадцати тысяч мужчин ушли на фронт. В городской комитет партии и военкомат поступило шесть тысяч заявлений с просьбой зачислить в народное ополчение. В короткие сроки на военно-учебных турнирах было подготовлено свыше семисот пулеметчиков, минеров, минометчиков, истребителей танков. Началось строительство дотов и дзотов.

К станкам на промышленных предприятиях, к сельскохозяйственным орудиям в колхозах встали подростки, матери, жены, сестры и деды ушедших на фронт.

А с фронта шли тревожные вести. 30 августа 1941 года фашисты заняли станцию Мга и перерезали железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. 8 сентября пал Шлиссельбург. 30 октября немецко-фашистские захватчики вступили на территорию Волховского района. Упорные бои вели воины 54-й армии, но силы были неравны. Враг подошел к Валимскому ручью, Халтурино, деревням Куколь и Вячково. Положение было критическим, но оно не внесло растерянности в ряды защитников города, твердо веривших в победу над ненавистным врагом.

У стен города шли жестокие бои. Насмерть бились с фашистами бойцы и командиры 310-й, 311-й стрелковых дивизий, 16-й танковой и 6-й отдельной морской бригад.

Каждый день обороны Волхова – это летопись бессмертного массового героизма, мужества и стойкости пехотинцев, артиллеристов, моряков, танкистов, бойцов истребительных батальонов, горожан-ополченцев. Их героическими усилиями враг был отброшен от стен Волхова, а 25 декабря 1941 года вся территория нашего района была очищена от фашистских захватчиков. Это была одна из первых крупных побед над немецко-фашистскими захватчиками в самый трудный период Великой Отечественной войны.

Партия и правительство высоко оценили подвиги освободителей земли волховской. Звания Героя Советского Союза были удостоены старший лейтенант 3-й гвардейской стрелковой дивизии Ф. Ф. Синявин, командир роты 16-й танковой бригады лейтенант А. М. Мартынов, заместитель политрука разведроты 311-й стрелковой дивизии А. А. Калинин. Сотни офицеров и солдат удостоены боевых орденов и медалей.

Фашистские стервятники подвергли город жестоким бомбардировкам. Только на Волховстроевский железнодорожный узел было сброшено более 15 тысяч бомб. Фашистам не удалось нарушить работу узла. В кратчайшие сроки на путях производился ремонт, и поезда шли, доставлялись грузы Ленинграду и фронту. За четкую, оперативную работу в годы войны начальник Волховстроевской дистанции пути А. И. Рыков удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Бывали дни, когда в городе объявлялось до 20 воздушных тревог. Фашисты сбрасывали свой смертоносный груз на Волховскую ГЭС, мосты через реку Волхов.

В защите нашего города от налетов вражеской авиации большую роль сыграли летчики 29-го гвардейского истребительного авиационного полка, получившего за ратный подвиг наименование «Волховский».

Мужественно вступали в единоборство с гитлеровскими стервятниками воины зенитных дивизионов. Они заставляли фашистов сбрасывать бомбы на подступах к важным объектам обороны. Зенитками было сбито более 360 вражеских самолетов.

Отбросив врага с южного Приладожья, воины советской армии, жители города Волхова и района все свои силы направили на оказание всемерной помощи осажденному Ленинграду, на прорыв блокады. В короткий срок была пущена в эксплуатацию железная дорога на участке Тихвин – Волховстрой, проложена железнодорожная ветка Войбокало – Кобона. Началось регулярное движение поездов с Большой земли. По этой трассе мужества под вражеским обстрелом вели поезда волховстроевские железнодорожники.

На Волховстроевском железнодорожном узле мне пришлось служить  в составе 52-го полка по охране железных дорог, участвовал в сопровождении грузов с Волхова на Ленинград, нес охрану грузов в Лаврово и Кобоне. С волнением я бываю в этих местах последние годы в качестве экскурсовода волховского музея. Подробно рассказываю молодым волховчанам о солдатах легендарной «Дороги жизни», героическом труде волховстроевских железнодорожников, шоферов армейских автомобильных батальонов, моряков Ладожской военной флотилии, речников Свирицы и Новой Ладоги.

Мы, волховчане, свято храним память о тех, кто отдал свою жизнь во имя Победы над фашизмом, во имя мира и жизни на земле.

 

И. Я. Могутов.

 

 

* Волховские огни. – 1992. – № 56. – С. 3.