МУЖЕСТВО
1941 год. 21 августа немецко-фашистские войска заняли Чудово, перерезав железнодорожную магистраль Москва – Ленинград. 29 августа была занята станция Мга. Фашисты овладели последней железнодорожной веткой, связывающей Ленинград со страной. А на следующий день вышли к левому берегу реки Невы в районе Ивановских порогов, прервав сообщение с Ленинградом и по воде.
Дальнейшее наступление противника на Ленинград было сорвано; враг был остановлен.
После того, как мы оставили Шлиссельбург, главной базой Ладожской военной флотилии стала Новая Ладога, куда и перебазировались командование, штаб, политотдел и учреждения флотилии.
Ленинград оказался в кольце блокады. Единственный путь, по которому теперь можно было доставлять подкрепление, продовольствие, топливо и боеприпасы, лежал через южную часть Ладожского озера. Северная же часть его находилась в руках противника. Граница проходила по линии – Свирская губа на восточном берегу озера и мыса Никулясы – на западном.
Предвидя осложнения на ленинградском направлении, Государственный Комитет Обороны 30 августа своим решением возложил на Краснознаменный Балтийский флот совместно с Северо-Западным речным пароходством обеспечить перевозки из Новой Ладоги и Волховстроя в Ленинград, с основным перевалочным пунктом в Осиновце. На основании этого решения Военный Совет Ленинградского фронта 3 сентября обязал флотилию и пароходство доставлять продовольствие, топливо, воинские грузы и пополнение блокированному городу, Ленинградскому фронту и Краснознаменному Балтийскому флоту. А затем было добавлено – и вывоз из Ленинграда детей, женщин и стариков, больных и раненых, а также оборудование ленинградской промышленности.
Одновременно флотилия осуществляла разведку, огневую поддержку приозерных флангов армий, уничтожение сил противника в озере, высадку десантов, оперативно-тактические перевозки войск по озеру и совместную с соединениями армии противодесантную оборону побережья.
Итак, с осени 1941 года и до весны 1943 года Ладожское озеро стало ключом к городу Ленина. Сохранить в наших руках этот ключ и поддерживать полнокровную жизнедеятельность ладожской коммуникации составляло главное назначение Ладожской военной флотилии.
К перевозкам людей и грузов были привлечены все боевые и вспомогательные корабли флотилии, и самоходные, и несамоходные суда, пароходства, находящиеся на озере и прилегающих к нему реках.
11 сентября – тридцать лет тому назад – первый конвой вышел с Новоладожского рейда под командованием капитана 3-го ранга К. М. Балакирева на сторожевом корабле «Пурга», две баржи на буксире «Морского льва», капитан буксира В. Е. Ишеев, и «Буя» под руководством капитана А. И. Патрашкина, имея в трюмах 800 тонн зерна. На следующий день суда подошли к западному берегу Ладожского озера в районе маяка Осиновец. Тогда это был необорудованный рейд, открытый для всех ветров кроме западного, с изобилием подводных опасностей. С этого момента начала действовать коммуникация по Ладожскому озеру: летом по воде, а зимой – по льду. Она сыграла важную роль в битве за Ленинград и вошла в историю под названием – «Дорога жизни». Через три дня в Осиновец было доставлено еще три тысячи тонн зерна.
В Гостинополье была создана перевалочная база, откуда грузы на мелкосидящих речных баржах спускались по реке Волхов к Новой Ладоге. На Новоладожском рейде грузы перегружались, независимо от состояния погоды и авиационного воздействия противника, на озерные баржи и буксировались под охраной боевых кораблей к западному берегу озера. В этот период в Осиновце были небольшие полуразрушенные деревянные настилы, глубины не позволяли не только буксирам, но и баржам подходить к ним. Буксиры отдавали на рейде якоря, а личный состав с боевых кораблей, буксиров и барж на шлюпках перевозил зерно на берег. Так продолжалось до тех пор, пока весной следующего года не вступили в строй причалы, а в Новой Ладоге не углубили фарватер.
В решении этой задачи – перевозки грузов – моряки и речники встретились с целым рядом трудностей. Самым опасным для нас были осенние ладожские штормы. Они выбрасывали баржи на берег, переламливали их. Иногда даже приходилось прекращать движение по озеру. У нас не было в достаточном количестве кадров, имеющих опыт плавания в озерных условиях. Почти отсутствовали корабли, суда и баржи, приспособленные для плавания в это время года. Не хватало портов и причального оборудования. И к тому же наша деятельность протекала под непрерывным воздействием противника с воздуха, что влекло за собой потери в людях и средствах. И, несмотря на большие трудности, продовольствие и другие грузы пошли в Ленинград сначала в небольших размерах, а потом во всенарастающем потоке.
Благодаря вниманию и заботе Коммунистической партии и Советского правительства на берега Ладоги были переброшены людские и материальные ресурсы, способные в кратчайший срок, на голом месте, создать условия для бесперебойного снабжения блокированного города.
Население города Ленина видело и чувствовало, что связь со страной продолжает существовать, и это повышало их моральное состояние.
Теперь, когда все это позади и от перехода первых барж в период блокады прошло тридцать лет, с еще большей отчетливостью и ясностью представляется значение трудовых и боевых дел на Ладожском озере.
В. Чероков,
бывший командующий Краснознаменной
Ладожской военной флотилии.
* Волховские огни. – 1971. – № 119. – С. 2-3.