ДОРОГОЙ МУЖЕСТВА
|
|
Дважды Герой Советского Союза Алексей Семенович Смирнов |
Начало Великой Отечественной войны летчик Алексей Семенович Смирнов встретил в составе 153 истребительно-авиационного полка под Ленинградом. Находясь в первых рядах защитников города на Неве, он проявлял мужество и отвагу. Здесь же, в самые трудные дни, Алексей Семенович подал заявление о приеме в партию.
«За великое правое дело, за торжество коммунизма готов отдать все свои силы, а если потребуется, то и жизнь», – писал он.
Эти слова стали его торжественной клятвой перед Родиной.
Каждый боевой вылет требовал от летчика максимального внимания, умения хорошо ориентироваться в боевой обстановке. Этими качествами в полной мере обладал Алексей Семенович. Но трудно отражать атаки численно превосходящих фашистов. Так было и 14 сентября 1941 года над Пулковом. Сбит вражеский самолет, но и Смирнов попал под обстрел. Горит его самолет. Превозмогая боль от ожогов, рискуя жизнью, летчик дотянул до линии фронта и приземлился на парашюте в расположении своих войск. Обгоревшему и раненому Алексею Семеновичу была оказана медицинская помощь, а затем он был отправлен в госпиталь.
В канун октября 1941 года Смирнов вернулся в свой полк и продолжил счет сбитым фашистским самолетам.
Корреспондент «Красной Звезды» С. Михалков в то время писал:
Из пушки своей,
Из своих пулеметов
Двенадцать немецких
Он сбил самолетов.
Народ уважает
И любит такого
Бесстрашного аса
Гвардейца Смирнова.
А всего дважды Герой Советского Союза А. С. Смирнов провел 72 воздушных боя и сбил лично 34 фашистских самолета и 15 – в групповых боях.
Обстановка на фронте продолжала оставаться напряженной. Гитлеровское командование предпринимало все, чтобы задушить город Ленина костлявой рукой голода. На ледовую Дорогу жизни налеты стали массированными. В такое сложное время эскадрилья А. С. Смирнова и была направлена для охраны легендарной Дороги.
Днем и ночью, в любых погодных условиях водил А. С. Смирнов эскадрилью на боевые задания. Нелетной погоды для него не существовало. Летчикам приходилось совершать в день по три-четыре боевых вылета. И всякий раз от каждого требовалось умение хорошо ориентироваться в обстановке и мастерски вести бой.
О героических подвигах А. С. Смирнова часто писала газета «Сокол Родины». Да и сам он на ее страницах просто и убедительно рассказывал, как лучше вести воздушный бой, проявляя внезапность, находчивость и смекалку, используя маневр с прицельным огнем – бить наверняка с малой дистанции. Делился практическим опытом победы над численно превосходящим врагом.
Рассказы летчика-героя были изданы отдельной книгой под названием «Слагаемые победы», которая явилась прекрасным учебно-методическим пособием для молодежи. А автор книги по-прежнему был грозой для самых опытных фашистских асов.
Его знали не только на Ленинградском и Волховском фронтах. Он воевал на Северо-Западном, Калининском, на первом и втором Прибалтийском, на третьем Белорусском. Закончил войну в Пруссии. Алексей Семенович был трижды ранен, дважды горел в самолете. 28 сентября 1943 года А. С. Смирнов был удостоен звания Героя Советского Союза, а 23 февраля последнего годы войны был награжден второй медалью «Золотая Звезда».
После войны легендарный летчик в совершенстве овладел реактивными самолетами, умело обучал молодых знанию авиационной техники, не раз участвовал в традиционных воздушных парадах в Москве.
Грудь дважды Героя Советского Союза украшают две Золотые Звезды, два ордена Ленина, пять боевых орденов и более десяти медалей.
...Шумит под чистым мирным небом двадцать девятая послевоенная весна. Новое поколение воинов стоит на страже рубежей нашей Родины. Они учатся у ветеранов высокой бдительности, беззаветной любви к Родине.
Ф. Шумарин,
гвардии подполковник в отставке,
бывший комиссар истребительного полка.
* Волховские огни. – 1974. – № 74. – С. 2.