НА СТАЛЬНЫХ ПУТЯХ

 

             

            Осенью 1941 года Волхов оказался в районе военных действий. Все четыре направления – в сторону Лодейного Поля, Тихвина, Чудова и Ленинграда – были блокированы врагами.

Подвижной состав с грузом был рассредоточен на двухпутном участке от станции Мурманские ворота до фронтовой станции Оять. Перед железнодорожниками стояла задача: материальные ценности, продукты, людей вывезти в глубь страны. Вырваться из окружения можно было только через станцию Ефимовская, которая находилась в руках советских войск.

Для эвакуации людей из Паши на станцию Ефимовская через болото была проложена лесная дорога. Днем и ночью по ней тянулись конские обозы, автомобили, тракторы. Шли люди.

На Ефимовской люди садились за ожидавшие их поезда и ехали в Вологду. Много сил и труда вложили волховстроевские железнодорожники, чтобы лесная дорога действовала. Эвакуацией людей руководил бывший начальник службы эксплуатации Волховстроевского отделения Михаил Сергеевич Сергеев, чуткий и внимательный человек.

В начале 1942 года я был назначен начальником железнодорожной станции Кобона. В это время здесь действовала «Дорога жизни», соединяющая Ленинград со страной через замерзшее Ладожское озеро. Чтобы вывозить из блокированного города население, а воинам и жителям Ленинграда везти хлеб, горючее, боеприпасы, от станции Войбокало через Лаврово на Кобону и Косу по снегу был проложен железнодорожный путь. Поезда шли в основном ночью, соблюдая строгие правила светомаскировки. Движение проходило по методу «живой» блокировки. Машинист паровоза смотрел на затемненный фонарь кондуктора, стоявшего на площадке заднего вагона впереди идущего поезда. Кондукторами на этих поездах ездили Ф. Кудряшов, И. Ефимов и другие.

Но самое трудное было впереди. В марте и апреле 1942 года поднялся уровень воды в Ладожском озере. Снежную дорогу залило.

– Поезда будут идти! – заявил Н. Чабан, начальник Мгинской дистанции пути, и распорядился:

– Поезду следовать за мной!

Этот необычный рейс длился несколько часов. По колено в воде шел Н. Чабан, а за ним на малом ходу, словно пароход по морю, двигался поезд.

Свыше 20 лет прошло с того времени, когда машинисты водили поезда по «морю». Но память об этих людях жива и сегодня.

 

Н. Аверьянов,

заместитель начальника

станции Волховстрой-II.

 

 

* Волховские огни. 1965. № 100. – С. 3.