«БОЕВАЯ ТРАССА» ПИСАЛА…

 

            В судьбе блокированного Ленинграда принимала участие вся страна. Первым звеном между осажденным городом и Большой землей были моряки Ладожской флотилии. От их героизма, готовности к самопожертвованию зависел успех в бесперебойном снабжении города на Неве по водной трассе Дороги жизни.

            Удалось отыскать ежедневный бюллетень краснофлотской газеты Ладожской флотилии «За Родину» под названием «Боевая трасса», в котором рассказывалось о боевых буднях моряков. За период со 2 октября по 2 декабря 1942 года были выпущено пятьдесят номеров. Бюллетень освещал работу кораблей на трассе за каждый день.

            В статье «Труженик Ладоги» от 6 октября 1942 года мы вновь встречаемся с героическим экипажем парохода «Буй» и его бессменным командиром Александром Ивановичем Патрашкиным. Сто с лишним рейсов совершил «Буй» в навигацию 1942 года.

            7 октября перед моряками поставлена задача: «Удвоить количество перевозимого груза и ускорить темпы перевозки».

            14 октября бюллетень писал: «Товарищ кочегар! Помни ленинские слова: «Уголь – хлеб промышленности». Борись за его экономию».

            Последний рейс навигации – очередной трудовой и боевой подвиг. Из сообщения 2 декабря мы узнаем о героях, пробившихся сквозь льды Ладоги. Это экипажи кораблей, где командиры капитан третьего ранга Турыгин, старший лейтенант Ходов, старший лейтенант Смирнов-Борисов, лейтенант Щербаков, которые «показали пример всем ладожским морякам, что ни ледовый покров, ни плохая видимость и низкая температура не могут остановить нас на пути к достижению победы над кровавыми фашистскими ордами».

            В нескольких ноябрьских выпусках «Боевой трассы» перед нами предстает еще одна малоизвестная подробность активного участия моряков и речников в строительстве катеров типа «МО». По призыву ленинградцев, по примеру патриотов Родины на флотилии был проведен сбор средств на строительство катеров для флота.

            Собирали деньги всем личным составом кораблей. Так, экипаж корабля капитана третьего ранга Лоховина, который за бой у острова Сухо был награжден орденом Красного Знамени, собрал на постройку катеров 15.275 рублей, экипаж канонерской лодки «С» – 20 тысяч рублей.

            Проследить день за днем боевую жизнь каждого корабля флотилии – задача почти непосильная. Это удалось сделать пока в пределах одной канонерской лодки «Нора». Ее штурман старший лейтенант Иван Афанасьевич Ярош по личным дневникам, по вахтенному журналу и рассказам составил всю боевую судьбу корабля и его экипажа на Ладожском озере.

            Многое стало известно и о боевой летописи других кораблей Краснознаменной Ладожской флотилии. Бюллетень «Боевая трасса», воспоминания ветеранов, документы дают возможность восстановить многие подробности героических дел моряков. Этот поиск продолжается.

 

А.  Шляхов,

сотрудник

Староладожского музея.

 

 

* Волховские огни. – 1984. – № 10/11. – С. 7.