В НЕБЕ НАД ВОЛХОВОМ

 

Ежегодный праздник Победы это и память павших, и воспоминания ветеранов, и смотр молодых патриотов. Пусть этому послужит и подборка материалов, публикуемых здесь, материалов, посвященных 29-му гвардейскому Волховскому Краснознаменному истребительному авиационному полку и адресованных, прежде всего, волховским комсомольцам и молодежи участникам походов по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа.

Героев было много. В. И. Ленин, давая оценку боевым действиям нашей армии, отмечал, что это первая в мире армия массового героизма. Только на примере одной части, оберегавшей город Волхов от вражеских бомб, отчетливо иллюстрируется эта мысль, а ведь частей было множество...

Никто не забыт, и ничто не забыто!

 

***

БОЕВОЙ ПУТЬ

 

Полк сформирован 26 июля 1940 года. Получил первичное наименование – 154-й истребительный авиационный... Состоял из четырех эскадрилий. Всего было 65 самолетов И-16, 110 рядовых, сержантов, офицеров. Многие летчики только из училища.

Война застала в лагерях в районе Гатчина – Пулково. Потом бои под Лугой, на подступах к городу Ленина. Первые подвиги, первые жестокие уроки и потери, первые герои. 8 июля таранит врага Матвеев, 10 июля – Титовка…

17 июля капитан П. Г. Лебединский ведет воздушную разведку. Вдруг неожиданная атака сразу трех «мессершмиттов». В лобовой атаке капитан сбивает ведущего вражеской группы, затем наседает на оставшихся, которым с земли помогают «зенитки». Почти одновременно с попаданием в самолет кончается боезапас… И Лебединский тоже принимает решение: в пикировании он настигает противника и винтом рубит хвостовое оперение… Потом вынужденная посадка. Партизаны подобрали тяжело раненного летчика, и только через месяц он оказался у своих однополчан.

Новые бои, на вооружении новая техника: истребители «МИГ-3». …Сиверская, Пушкин, Малая Вишера, Любытино, Кипуя, Плеханово (здесь с октября 1941 года по начало 1944 года штаб в доме недалеко от церкви, КП – в полутора километрах западнее на опушке леса).

Под Волховом полк принимает активное участие в боевых действиях на дальних и ближних подступах к Ленинграду, охраняет ледовую трассу, водную коммуникацию от Гостинополья до города Ленина, сопровождает транспортную авиацию от Подборовья до Ленинграда и обратно, прикрывает Волховстроевский железнодорожный узел, ГЭС имени В. И. Ленина, переправы. Полк участвует во всех наступательных операциях Ленинградского и Волховского фронтов.

Скупые строки приказов Народного Комиссара Обороны СССР.

«За проявленную отвагу в боях с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 154-й истребительный авиационный полк преобразован в 29-й гвардейский истребительный авиационный полк». (Приказ НКО СССР № 374 от 22 ноября 1942 года).

«Присвоить 29-му авиаполку собственное наименование «Волховский». (Приказ НКО СССР № 207 от 4 мая 1943 года).

 

 

Клятва командира 29-го ГВИАП полковника А. А. Матвеева при получении гвардейского знамени полком.
 Плеханово. Зима 1942 - 1943 гг.

 

 

После прорыва блокады, разгрома фашистов под Ленинградом полк участвует в освобождении Ленинградской области, обеспечивая надежным прикрытием наземные войска, Карельский перешеек, Выборг. Новые награды на знамени.

В итоге к концу войны на боевом счету полка более 500 сбитых вражеских самолетов, проведено около тысячи воздушных боев, уничтожено в период штурмовок примерно десять тысяч неприятельских солдат. Весомый вклад в военные действия под Ленинградом.

 

***

СВИДЕТЕЛЬСТВО ПИСАТЕЛЯ

 

«На мигах», «томагавках» и «кеттихавках», – так назвал главу, посвященную летчикам, защищавшим Волхов, писатель П. Н. Лукницкий в своей трехтомной книге «Ленинград действует...» (Фронтовой дневник).

Запись от 27 февраля 1942 года: «Итак, аэродром. 154-й истребительный полк.

   
 

 

П. А. Пилютов

 

 

...Беседую с командиром полка, тридцатилетним майором Матвеевым. Лицо Матвеева решительное – вот из тех спокойных, выразительных, энергичных лиц, как у Гагена... Под правым глазом тяжелый шрам «восьмилетней давности». Матвеев провел три войны: всю в Монголии, всю – финскую и с первого дня – эту.

...А Пилютов! Это человек замечательный. Очень спокойный. Вышел на старт, посмотрел туда, посмотрел сюда: никого нет? И сразу дал газ, будто на тройке помчал! И такой простой! Хочется с ним разговаривать, просто влюбляешься в него! А уж машину... Сам он из техников, все хочет сделать сам.

Кто он и откуда?

«Сначала, как водится, «анкетные данные». Родился в 1908 году под Гомелем, в Белоруссии, семилетку заканчивал на Урале в городе Оша, работал на заводе молотобойцем, кузнецом, слесарем – и в двадцатилетнем возрасте по призыву, в армию, красноармейцем в 7-й полк связи. А через два года – в авиационную техническую школу. Летает с 1934 года – младшим техником, потом старшим.

– А за что ордена?

– Первый: был борттехником Молокова с начала спасения челюскинцев до конца... Второй, Красного Знамени – в июле сорок первого, за «фокке-вульф» и «мессер-109» и еще – в группе, вдвоем, сбили «юнкерс»... Третий, орден Ленина, – за август-сентябрь – тяжелые бои были, ну, тут сбитые самолеты, разведки, штурмовки, бомбежки, сопровождение СБ и так далее».

Это было в 1942-м. Многие герои книги Лукницкого живы, трудятся, занимаются военно-патриотической работой. Многие, но не все. Погиб Г. Г. Петров, после войны от старых ран и болезней, вызванных ими, ушли из жизни два Петра – Покрышев и Пилютов. В Ленинграде есть улицы их имени...

 

***

ГЕРОИ И ПОДВИГИ

 

Недалеко от того места, где тихий лесной ручей Ремес впадает в извилистую Чажешку, лесник, кося, обнаружил большую воронку. Остерегаясь, храня свое нехитрое орудие производства, начал тщательно ощупывать, оглядывать приречные кусты крушины... И вот чуть поодаль в чащобе проявились искореженные листы серебристого металла...

– А ведь самолет, пожалуй, да еще с военных лет. Косили рядом не раз, как не заметили...

Осторожно обследовали дно воронки: щуп, наконец, натолкнулся на что-то твердое...

Никак мотор!?

Через несколько дней поблизости оказался трелевочный трактор. Мотор – огромный, потемневший от времени блок — с трудом откопали и вытащили. Даже чокер лопнул. Пошли пересуды, рассказали лесничему. Бывший фронтовик Федор Федорович Зайцев сразу позвонил в горрайвоенкомат...

И вот в деревне Вольково, куда вывезли из леса части разбитого самолета, авторитетная комиссия во главе с полковником в отставке Николаем Федоровичем Минеевым, бывшим начальником штаба 29-го гвардейского Волховского Краснознаменного истребительного авиационного полка, ныне старшим научным сотрудником музея истории Ленинграда.

Мотор и обломки тщательно осматриваются со всех сторон. Фотографируются.

– ЯК-1, – говорит полковник, – были они у нас на вооружении. Славные ребята летали на этих серебряных птицах.

Из обломков извлекают согнутый страшным ударом ствол крупнокалиберного пулемета, вокруг россыпь лопнувших от нестерпимого жара бронебойно-зажигательных пуль и гильз, но ничто не говорит о том, что пилот разделил свою судьбу с истребителем.

– Постоите, постойте, – взволновался бывший летчик. – Я, конечно, не ручаюсь, но был случай такой... Мы ведь разыскивали в лесах подбитые самолеты, нередко возвращали их в строй или использовали части, у меня и карта была, где отмечались места падения наших истребителей. Горькие бывали находки, но это скорее всего самолет Александра Ивановича Горбачевского. На его счету к концу войны было шестнадцать самолетов, сбитых лично, и семь, уничтоженных в групповых боях... А за бой, воспоминанием которого, очень может быть, является эта машина, Александр Иванович получил Золотую Звезду Героя. 17 июня 1943 года, уже сбив один фашистский самолет, Горбачевский был тяжело ранен. Однако из боя не вышел и поджег еще машину «люфтваффе» и... загорелся сам, собрав все силы, покинул падающий «ЯК». Все это мы видели с командного пункта. Летчика подобрали. Впереди у него было много боев… Александр Иванович теперь тоже гражданский… Самолет тогда не нашли…

Как память о подвиге, искалеченный пулемет находится теперь в застекленной витрине музея истории города Волхова. Ржавый, закопченный, он лежит в окружении таких же остатков войны, а о стекло плющат носы мальчишки, слушая рассказы экскурсоводов.

В 29-м гвардейском Волховском Краснознаменном истребительном авиаполку за успешные боевые действия, как официально говорится в Указах Президиума Верховного Совета СССР, кроме А. И. Горбачевского, о подвигах которого уже упомянуто, звания Героя Советского Союза были присвоены еще 13 летчикам, пятнадцатым был рыцарь ленинградского неба командир эскадрильи, затем командир соседнего полка Петр Афанасьевич Покрышев один из тринадцати воинов Ленинградского и Волховского фронтов, ставших дважды Героями. Вот она, летопись боевой славы советских соколов. Имена героев, краткая характеристика их подвигов. Запомни, волховчанин, эти имена!

 

ГАЛКИН Михаил Петрович – капитан, командир звена, звание Героя присвоено 27 марта 1942 года.

ЗЕЛЕНОВ Николай Андрианович – капитан, командир эскадрильи. Родился в 1917 году в деревне Поповка Ярославской области, сбил лично 24 фашистских самолета и 9 в групповых боях. Звание Героя присвоено 10 февраля 1943 года. Погиб 29 июня 1944 года. Это было уже под Выборгом.

ЗЮЗИН Петр Дмитриевич – лейтенант, заместитель командира эскадрильи. Звание Героя присвоено 2 ноября 1944 года.

КОРШУНОВ Константин Ионович – старший лейтенант, командир эскадрильи. Совершил 508 боевых вылетов, сбил 18 фашистских самолетов. Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года.

ЛЕОНОВИЧ Иван Семенович – родился в Минске в 1920 году. Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи. Сбил за войну 26 вражеских самолетов. Звание Героя присвоено 2 ноября 1944 года. Погиб в 1946 году в результате несчастного случая.

МАТВЕЕВ Владимир Иванович – ленинградец, год рождения 1911-й, капитан, командир эскадрильи. Это о нем писал наш земляк Александр Прокофьев:

«Кончились патроны –

На таран!

На таран!

И пусть врагов хоть втрое…».

Таран был совершен 8 июля 1941 года, звание Героя присвоено месяц спустя после начала войны. Погиб 1 января 1942 года, сбив за семь месяцев еще двенадцать самолетов.

ПЕТРОВ Георгий Георгиевич – ленинградец, на год старше Матвеева. Капитан, командир эскадрильи, впоследствии командир полка, ставшего первым под Ленинградом ночным истребительным авиаполком. Звание Героя получил 16 января 1942 года. Погиб 18 июня 1944 года.

ПИЛЮТОВ Петр Андреевич – родом из Гомельской области, деревня Весеновка. Год рождения – 1908-й. Подполковник, главный штурман, заместитель командира и командир полка. За войну сбил 23 самолета. Стал Героем 10 февраля 1943 года.

СТОРОЖАКОВ Алексей Николаевич – ростовчанин, ровесник Октябрьской революции. Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи. За два первых месяца войны сбил 8 немецких самолетов. Погиб в октябре 1941 года, повторив подвиг Гастелло. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 16 января 1942 года.

ТИТОВКА Сергей Алексеевич – родился в Донбассе в 1919 году. Лейтенант, командир звена. 12 июля 1941 года таранил врага. Погиб. Звание Героя присвоено 10 дней спустя.

ЧИРКОВ Андрей Васильевич – родился в Днепропетровске, в 17-м году. Майор, заместитель командира полка, затем командир 196-го истребительного авиаполка. Боевой счет – 20 вражеских самолетов. Стал Героем 4 февраля 1944 года. Умер после войны.

ЧУБУКОВ Федор Михайлович – уроженец села Бирюк Воронежской области, год рождения 1920-й. Капитан, командир эскадрильи. Сбил 34 фашистских машины лично, пять в групповых боях, это целый авиаполк. С авиацией связан по сей день, а звание Героя Советского Союза присвоено 19 августа 1944 года.

ШИШКАНЬ Илья Минович – родился в 1918 году в селе Могилев Царичанского района Днепропетровской области. Старший лейтенант, командир эскадрильи. Сбил 15 самолетов врага. 28 января 1943 г. ему присвоено звание Героя. Погиб 21 июня 1943 года.

 

Материалы собраны и обработаны

начальником штаба походов по местам

революционной, боевой и трудовой славы

при Волховском горкоме ВЛКСМ

капитаном запаса

Н. Н. Сахновским.

 

* Волховские огни. – 1973. – № 73. – С. 2.