ГЕРОИ ВОСТОЧНОЙ «ЧУГУНКИ»
СТАХАНОВЦАМ, РАБОЧИМ, ИНЖЕНЕРАМ И ТЕХНИКАМ
СТРОИТЕЛЬСТВА № 42
Дорогие товарищи!
Правительство возложило на вас ответственную задачу: в кратчайший срок построить железную дорогу от станции Войбокало до Ладожского озера. Эта линия позволит значительно увеличить и ускорить подвоз продовольствия, горючего и боеприпасов для Ленинграда и Ленинградского фронта.
Товарищи строители! Постройкой этой дороги вы решаете задачу государственной важности. Ленинград переживает крайне тяжелые и суровые дни. Никогда в истории нашего великого города трудящиеся Ленинграда не были в таком тяжелом положении. Несмотря на это, город крепко стоит на боевом посту. Ленинградские рабочие и работницы, войска Ленинградского фронта уже показали невиданные образцы мужества и героизма...
Ваша задача – помочь трудящимся славного города Ленина...
Секретарь ЦК ВКП(б)
член Военного Совета
Ленинградского фронта
А. Жданов.
3 февраля 1942 года.
Они не держали в руках автоматы. Не ходили в атаку и рукопашный бой. Они боролись с врагом своим самоотверженным трудом. В их мозолистых руках были кирка, лом и лопата. Но они ежеминутно смотрели смерти в глаза – фронт был рядом.
Вражеские бомбежки и обстрелы здесь не утихали ни днем, ни ночью. Да еще, как назло, крепчали 40-градусные морозы, сменившиеся затем бешеными снежными буранами. Вдобавок, не было жилья, техники и стройматериалов.
В такой суровой обстановке зимой военного сорок второго года начиналось и проходило становление восточной железной дороги от ст. Войбокало до берега Ладожского озера. Той, что связала Большую землю с легендарной ледовой трассой, спасла город Ленина от катастрофы, дала ему жизнь и силы выстоять и победить.
Начало ее было положено решением Государственного Комитета обороны СССР от 11 января 1942 года. Необходимость дороги была очевидной: требовалось срочно приблизить ледовую трассу к основным базам снабжения, так как автомобильная дорога не обеспечивала всех потребностей города-фронта, и он по-прежнему питался с «колес».
Правительство объявило стройку ударной. Определен был месячный срок. Выполнить такую трудную, казалось, вообще неосуществимую, задачу взялись строители-железнодорожники северной магистрали. На подмогу им вскоре пришли отряды Ленинградского Метростроя, мостовики под руководством П. И. Богомолова и комиссара подразделения Г. П. Дебольского.
У меня сохранился полный комплект ежедневной газеты «На стройке», что выходила на Дороге. Пожелтевшие от времени, ее страницы повествуют о беспримерном трудовом героизме строителей за единственный путь в осажденный Ленинград.
Трудно было делать этот путь! Но мужественные и сильные духом северяне все перетерпели. Недоедали. Недосыпали, коченели на морозе. Смертельно уставали от тяжелого физического ручного труда. Но тем не менее работали по 14-16 часов в сутки.
На одиннадцатый день стройки – 28 января – первым открыл движение поездов по своему участку коллектив старшего прораба Г. Н. Тертычного, награжденного впоследствии орденом Ленина и живущего сейчас в Челябинске. 5 февраля член Военного Совета фронта А. А. Жданов поздравлял строителей с открытием движения до Лаврова, а 11 февраля составы с продовольствием и боеприпасами пошли до Кобоны.
Знаменательно, что именно в этот день – 11 февраля – в Ленинграде произошла третья по счету прибавка хлебного пайка.
15 февраля коллектив стройки победно рапортовал: «Задание партии и правительства выполнено досрочно, обеспечено сквозное движение поездов на всем протяжении 34-километровой дороги от Войбокало до Косы».
А. Паутов,
бывший отв. секретарь
ладожской газеты «На стройке»,
ст. инженер СУ № 207
треста «Вологдапромстрой».
* Волховские огни. – 1970. – № 74. – С. 2.