ПОДВОДНЫЕ ТРАССЫ ПОЛКОВНИКА СОКОЛОВОЙ
Сверкающий срез стальной трубы, хранящийся в музее «Дорога жизни» на берегу Ладоги, может служить символом солдатской верности долгу, патриотизма первой в стране женщины-водолаза инженер-полковника в отставке Нины Васильевны Соколовой.
Блокадным маем 1942 года, когда над озером висели белые ночи, а воду рвали снаряды и бомбы, Нина Васильевна бесстрашно спускалась в холодные глубины Ладоги. Метр за метром очищали водолазы трассу для трубопровода, которого ждал осажденный Ленинград. По этой артерии город и обороняющие его армии стали получать ежесуточно 300 тонн драгоценного горючего. И чтобы это случилось в точно установленный Государственным Комитетом срок, строители-водолазы, среди которых Соколова была единственной женщиной, работали под огнем врага, не зная отдыха и страха.
Нет в нашей стране моря, по дну которого не ходила бы полковник Н. В. Соколова. Водолазом она стала еще в 30-е годы на Черном море, где получила и первый опыт как инженер-гидротехник. А перед самой войной небольшая, всегда жизнерадостная женщина в глубоководном снаряде спускалась в снежную бурю на дно Баренцева моря. Даже бывалых моряков брала оторопь, когда они видели в ледяных волнах Нину Васильевну. Опытный специалист по подводным работам, она помогала возводить сооружения для Северного флота.
Боевыми орденами и медалями отмечен ратный труд Нины Васильевны. Никогда не забыть ей долгих часов, проведенных на топком невском дне. Река, которой она любовалась в дни студенческой юности, была теперь страшной: плавучие мины, вскипающая пена от пулеметных очередей, разрывы тяжелых снарядов.
Соколова первой шагнула в Неву у села Кузьминское, близ Шлиссельбурга, когда было приказано убрать остатки взорванного моста. Автогеном, шатаясь от усталости, резала стальные фермы, стараясь не замечать плывущие мимо трупы.
Чего только ни приходилось Нине Васильевне делать за десятилетия донных странствий. Поднимала затонувшие подводные лодки и танки, очищала от мин Свирскую ГЭС, исследовала дно Татарского пролива на Дальнем Востоке, участвовала в строительных работах в глубинах Каспия.
Портовики Гданьска и Щецина удивлялись хладнокровию «пани Нины»: надев легкий водолазный костюм, она отправлялась осматривать взорванные причалы только что освобожденных портов, с глубоким знанием гидротехники давала точные инженерные рекомендации.
Войну Н. В. Соколова закончила в Берлине. Отличного специалиста по подводным работам, ее пригласили для «инвентаризации» затонувших в Балтике вражеских судов.
Но и после того, как отгремели залпы, Нина Васильевна не сняла морской формы. Пригласили преподавать в высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. Полковник Соколова читала в училище гидромеханику.
40 лет отдано морю, флоту, инженерной науке. Можно бы и отдохнуть. Но коммунист Соколова продолжает работу – помогает писать историю советских Военно-Морских Сил, собирает материалы об Эпроне, возглавляет инженерно-эксплуатационную службу в одном из крупнейших учреждений Ленинграда.
Д. Полищук,
корр. ЛенТАСС.
* Волховские огни. – 1971. – № 189. – С. 3.