ВЕРНЫЕ СЫНЫ РОДИНЫ
Морозная стужа, казалось, остановила своим ледяным дыханием всякую жизнь на улицах города. Полузанесенные снегом трамваи, заколоченные досками витрины магазинов, угрюмые противотанковые надолбы. Редко можно было увидеть одинокую фигуру прохожего, медленно идущего вдоль стен домов, покрытых колючей изморозью.
Озверевший враг все туже сжимал кольцо блокады вокруг осажденного Ленинграда. Город подвергался непрекращающемуся артиллерийскому обстрелу. Дальнобойные орудия врага старались поразить наиболее важные объекты города, в частности железнодорожные узлы. Ленинградские машинисты работали в невероятно трудных условиях. Под бомбежками и обстрелами гибли бригады, выходили из строя паровозы. Но ни на минуту не прекращалось движение поездов между станцией Ладога и Ленинградом. В Ладоге разгружались машины, работавшие на ледовой дороге через озеро. В Ладогу поступали боеприпасы, продовольствие, медикаменты, в которых остро нуждались защитники славного города. Из Ладоги все это поездами доставлялось в Ленинград. А машинистов не хватало. И тогда на помощь осажденному городу пришли волховстроевские паровозники. Большая группа машинистов, помощников была переброшена на ту сторону огненного кольца. Среди них были машинисты М. Новиков, А. Богалев, А. Калинин, Д. Огородников, помощник машиниста Н. Пузачев и многие другие.
Прежде всего надо было решить вопрос с паровозами. Ремонтники Ленинград-Финляндского локомотивного депо не успевали восстанавливать жестоко изуродованные врагом паровозы. И тогда волховстроевцы решили пробраться на станцию Дача Долгорукова, где находился запас паровозов, и подготовить их к поездной работе. Командование установило срок – сутки.
Запорошенные снегом стояли паровозы, рядом лежали снятые дышла и другие детали. Ломами приходилось выворачивать их из-под ледяной корки. Через 12 часов восемь паровозов были полностью собраны. Водоразборные колонки не работали, и пришлось в соседней речушке пробить прорубь и накачивать воду в тендер пожарными помпами. Паровозники точно уложились в срок, локомотивы были готовы следовать с поездами.
И началась самоотверженная работа по доставке важных грузов в Ленинград. Волховстроевские бригады работали плечом к плечу с ленинградскими, помогали друг другу. Многие волховчане не вернулись в родной город. Они пали смертью героев на своих боевых постах, многие проявили чудеса храбрости и героизма.
Машинисту А. Богалеву было поручено провести состав с реактивными снарядами. На станции Пискаревка поезд был подвергнут жестокой бомбардировке. Одна из бомб попала в состав. Раздался взрыв, от которого содрогнулись стены Ленинград-Финляндского депо, и зарево было видно даже на улицах Ленинграда.
Понурив головы, стояли машинисты у своих паровозов.
– Все, погиб Сашка!
А в это время Александр Богалев с почерневшим от копоти лицом кричал составителю:
– Расцепляй состав!..
Он хотел еще что-то добавить, но новый взрыв отбросил его к колесам паровоза. В воздухе просвистели осколки. С трудом поднявшись, он увидел упавшего составителя, на снегу расплывалось большое кровавое пятно.
Эх!..
Раздумывать было некогда. Вместе с бригадой А. Богалев побежал вдоль поезда. Несколько вагонов разметало в клочья. Два вагона горели.
– Здесь надо расцепить...
Звякнула сцепка. Теперь – на паровоз. Медленно, очень медленно отходил уцелевший состав от горящих вагонов. Сзади вновь грохнул взрыв. Это взорвались снаряды в горящих вагонах. А поезд в это время уже вышел на перегон. Боеприпасы были спасены.
Бригада вернулась из поездки. Умылись паровозники, пошли отдыхать.
– Эй, Саша, что-то ты долго вертишься у зеркала?..
– Да ничего, просто так... Пошли отдыхать, ребята. Скоро опять в поездку.
И тут только увидели товарищи первые седые волосы у своего машиниста.
...Вот так и работали наши паровозники в самые тяжелые годы войны. И когда Егоров и Кантария поднимали знамя победы над рейхстагом, его поддержали мускулистые, покрытые угольной пылью руки наших железнодорожников, верных сынов Родины.
Б. Семенов.
* Волховская правда. – 1961. – № 121. – С. 3.