ПОДВИГ РАДИСТА

 

Моряки говорят, что хороший радист – это второй командир. И, действительно, радист – это уши корабля. А при современной технике невозможны никакие операции на море без радио.

Сегодня, в День радио, мне и хочется рассказать об одном эпизоде из боевой жизни бышего моряка-радиста Ивана Григорьевича Соколюка.

В суровые годы Великой Отечественной войны Иван Григорьевич служил в Ладожской флотилии старшим группы радистов на корабле ТЩ-100. Днем и ночью тральщик находился в дозоре, охраняя прославленную «Дорогу жизни».

Так было и в ночь с 21 на 22 октября 1942 года. Эфир прослушивался ежеминутно. В предрассветной туманной мгле были замечены подозрительные всплески воды. Иван Соколюк сообщил об этом в штаб флотилии.

Озверелые фашисты бросили в этот день все силы, в том числе десантные баржи, на захват острова Сухо. Маяк являлся основным поворотным ориентиром на подходах к Новоладожскому рейду на трассе Новая Ладога – Морье. Это была последняя коммуникация, соединяющая Ленинград со страной. Фашисты долго готовились к этой операции. Они создали значительное превосходство в силах, обеспечили внезапность удара. Захват острова с горсткой моряков они считали теперь совсем легким делом.

Около 30 десантных судов, охватив полукольцом остров Сухо, ведут по нему огонь. Первыми же залпами враг сбил радиоантенну, и поэтому с острова никаких донесений не поступало.

По сигналу радистов из Новой Ладоги вышли канонерская лодка с двумя катерами и одним тральщиком. Из новоладожских береговых частей флотилии срочно формировалась контрдесантная рота. Командир корабля ТЩ-100 Каргин прекрасно понимал, что в ближайшие два-три часа помощи ожидать нельзя, так как кораблям флотилии нужно время для подхода к острову. Надо задержать врага. Два орудия тральщика против шестидесяти…

В это мглистое утро враги не сразу обнаружили присутствие тральщика, так как его контуры слились с неясными очертаниями острова. ТЩ-100, зарываясь в ладожскую волну, обогнул остров с запада. Теперь корабль был замечен врагом. Каргин определил дистанцию до головного катера и полным ходом пошел на сближение.

– Огонь!

Корпус тральщика вздрогнул, два столба дыма поднялись перед тральщиком. Головной катер противника накренился. Видны были желтые языки пламени, и тяжелый гул взрыва прокатился над озером. Это на катере взорвались бензобаки.

Первая победа ободрила моряков. Надо пользоваться замешательством врага, не давая ему опомниться.

Теперь ТЩ-100 шел прямо к десантной барже, ближе всех подошедшей к острову. Вступила в бой и батарея, находящаяся на острове. Баржа стала медленно оседать.

Однако к этому времени положение ТЩ-100 усложнилось. Преимущества внезапного нападения были уже исчерпаны до конца. И хотя три орудия острова тоже продолжали вести огонь, неравенство сил ощущалось все больше.

Обозленный противник вел шквальный огонь.

К месту боя подошли наши корабли, появились краснозвездные балтийские самолеты. Ударом наших кораблей и авиации фашистский десант с острова был сброшен. В этом бою были уничтожены 16 кораблей противника и сбито 15 фашистских самолетов.

И в этой победе немалая заслуга радиста тральщика ТЩ-100 Ивана Григорьевича Соколюка. Он передавал все донесения о бое в районе Сухо в штаб флотилии. И. Г. Соколюк удостоен за этот подвиг ордена Красного Знамени.

 

Л. Архипова.

 

 

* Волховские огни. – 1965. – № 74. – С. 2.