БИЛИСЬ НА ВОЛХОВЕ
Жаркие бои шли в декабре грозного 41-го под Волховом,
на дальних подступах Ленинграда…
|
|
Командующий Волховским фронтом, почетный гражданин г. Волхов |
|
генерал армии И. И. Федюнинский |
|
|
Были периоды в истории нашего города, когда страна с пристальным вниманием следила за событиями, развивавшимися на древней русской земле. Люди восхищались героизмом и мужеством жителей Волхова, радовались вместе с ними одержанным победам. Такими периодами в истории города стали годы строительства первенца советской гидроэнергетики Волховской ГЭС и родоначальника отечественной алюминиевой промышленности – алюминиевого завода.
Название нашего города неоднократно появлялось на страницах центральных газет и в сводках Совинформбюро в грозные годы Великой Отечественной войны. А 21 декабря 1941 года на первой странице «Правды» была помещена фотография командующего 54-й армией, непосредственно защищавшей Волхов, генерал-майора И. И. Федюнинского. В том же номере газеты сообщалось об успехах, достигнутых советскими воинами в боях на его подступах. Причем в опубликованной статье под заголовком «Провал немецких планов под Волховом» отмечалось важнейшее значение обороны нашего города.
«Правда» писала: «Три железнодорожных магистрали и водная артерия Мариинской системы прорезают район Волхова, и не случайно в захватнических планах германского командования этому району уделялось особое внимание. С выходом через Волхов к Ладожскому озеру немцы рассчитывали окончательно закупорить и изолировать от всей страны Ленинград, лишить героических защитников города подвоза сырья и продовольствия, предельно усложнить возможности прорыва блокады.
Осуществление замысла немцев в сочетании с продвижением в Тихвинском районе другой группировки немецких войск, идущих на стык с белофиннами, несомненно, сильно осложнило бы обстановку на северо-западном направлении нашего фронта»...
Партийные и советские руководители города хорошо понимали, какая большая ответственность ложится на них в связи с создавшейся обстановкой. В августе, когда немцы повели наступление на станцию Мга и нарушилось снабжение Ленинграда по железной дороге, в горкоме партии было созвано срочное заседание. На нем присутствовали представители исполкома городского Совета, военкомата, командования полка НКВД, руководители железнодорожного узла и основных предприятий города и пристани. Участники совещания приняли важнейшие решения, направленные на обеспечение обороны Волхова и снабжение Ленинграда необходимыми грузами. Решено было, в частности, использовать лесовозные баржи для перевозки в Ленинград продовольствия по Ладожскому озеру и каналам.
Для обеспечения отправки грузов были мобилизованы и вооружены 50 коммунистов. В целях же охраны железнодорожного участка в направлении станции Мга и во исполнение решения совещания рабочие депо станции Волховстрой отремонтировали за одни сутки два подбитых бронепоезда и оборудовали к ним из полувагонов две бронеплощадки.
А чтобы обеспечить бесперебойное движение автотранспорта, использовали железнодорожный мост, так как других средств для переправы автомобилей в то время не было. И с 31 августа мост стал использоваться для движения автотранспорта.
Еще в июле большинство населения Волхова приняло участие в строительстве оборонительных рубежей вокруг города. Они охватывали территорию от станции Мурманские Ворота до левобережья города.
В сентябре работники гидростанции начали эвакуацию турбин и другого оборудования. Эта работа была проведена в рекордно короткий срок – за 52 дня. На ГЭС остались только две вспомогательные турбины, которые снабжали электроэнергией железнодорожный узел и цеха алюминиевого завода, где выполнялись заказы для фронта. В том же месяце был эвакуирован и алюминиевый завод.
В течение октября и первой половины ноября была проведена почти полная эвакуация населения. Она проводилась по решению Военного Совета 54-й армии в связи с тяжелой обстановкой, вызванной взятием фашистами в сентябре Киришей, а в начале ноября – Тихвина. Положение под Волховом осложнилось.
|
Почетное звание «Гвардейский» было присвоено 36-му особому зенитному артиллерийскому дивизиону, охранявшему небо Волхова. Вручение Гвардейского знамени дивизиону проходило неподалеку от деревни Валим. Клятву произносит гвардии капитан М. У. Слижис. |
Приблизившись к городу на расстояние 4,5 километра, фашисты начали ежедневно производить артиллерийско-минометный обстрел Волхова. Обстрел продолжался с 16 ноября по 20 декабря 1941 года, до того момента, когда части 54-й армии героическими усилиями отбросили врага к рубежам, занимаемым им в августе.
В этот ответственный период в городе находились только руководители партийных и советских органов, формирования МПВО, милиции, небольшие коллективы рабочих на железнодорожном узле, 6-й ГЭС и алюминиевом заводе. В городе были созданы партизанские отряды. В них вошли работники горкома партии, горкома ВЛКСМ, рабочие и служащие городских организаций и учреждений.
Партизанские группы действовали активно, помогая воинским частям и соединениям. Так, группы партизан Костина и Максимова действовали около Большого и Малого Зеленца, где отражали натиск врага воины 310 стрелковой дивизии и 16 танковой роты.
Вот один из отчетов группы Костина Волховскому ГК ВКП(б): «1. Взорван ж. д. мост у ст. Водофиниково. 2. Взорвано ж. д. полотно в двух местах на дороге Ленинград – Новгород и на новой дороге, идущей на Чудово. 3. Уничтожено 57 человек немцев. 4. Уничтожен 1 каратель. 5. Убито 10 лошадей. 6. Уничтожено 4 повозки. 7. Подорвано телефонной связи 800 п. метров».
Для действующих партизанских отрядов была подготовлена специальная база. Она находилась в районе Колчаново – Воскресенское. Базу готовили работники ГК ВКП(б) А. Г. Соколов, А. П. Лазарев, В. И. Дураничев и другие. Вот что она из себя представляла: в лесу была построена землянка на 30-40 человек, склады для продовольствия и боеприпасов. В период с 8 по 14 ноября 1941 года на базу завезли большое количество боеприпасов, продовольствия, инвентаря и оборудования. Здесь получали питание и боеприпасы группы партизан Костина, Максимова, Самухина – Акуленко, Иванова.
...В конце декабря враг был отогнан от стен города. В Волхов вернулась значительная часть населения. Встал вопрос о восстановлении городского хозяйства. 21 февраля 1942 года прибыло оборудование Волховской ГЭС. После ее восстановления, с 1942 по 1944 год гидроэлектростанция снабжала энергией осажденный Ленинград.
Были проведены большие работы по ремонту жилого фонда и административных зданий. Вновь стали действовать 3 школы, 2 больницы, 2 поликлиники, 3 бани, механическая прачечная, торговая сеть.
Учитывая важнейшее значение Волхова в снабжении блокированного Ленинграда, враг стал производить жестокие бомбардировки. В создавшихся условиях прифронтового режима, когда требовалась четкая, самоотверженная работа, большое личное мужество, волховчане трудились самоотверженно, фашистам не удалось сломить их волю к победе. Разрушенное хозяйство быстро восстанавливалось. Промышленные объекты и транспорт продолжали четко работать.
Наиболее характерным примером самоотверженных действий волховчан во время вражеских налетов являлась работа пожарной команды станции Волховстрой. От налетов вражеской авиации на железнодорожный узел в общей сложности возникло более 350 пожаров. На станцию было сброшено свыше 15 тысяч различных бомб. Были дни, когда объявлялось до 20-22 воздушных тревог и возникало 14-15 пожаров в сутки. Несмотря на тяжелые условия, личный состав пожарной команды делал все возможное, чтобы приблизить час победы.
Мобилизации всех сил и средств города потребовала и организация эвакопункта. Только с конца июля по ноябрь 1941 года через эвакопункт прошло свыше миллиона эвакуированных ленинградцев. В начале 1942 года эвакопункт снова стал действовать в Волхове. Питание эвакуированных осуществлялось через железнодорожный буфет и столовую РТТП. Работники столовой обеспечивали в сутки обедами от 10 до 45 тысяч женщин, детей, стариков.
|
|
Группа эвакуированных из блокадного Ленинграда детей на Большой земле |
|
Медицинский персонал иногда не отдыхал по нескольку суток, проявлял настоящий трудовой героизм. На эвакопункте постоянно работали активисты-общественники. Их было более 220 человек. Большую помощь оказывали ленинградцам волховские комсомольцы.
Ленинградцы, оставившие свои отзывы о работе эвакопункта, отмечали безупречную работу его персонала. Вот одни из таких документов тех героических лет.
«30 марта 1942 года. Глубокую признательность надо выразить обслуживающему персоналу ст. Волховстрой. Как только прибыли на станцию, сразу почувствовали порядок и дисциплину. Милиция установила очередь и провела с вокзала до столовой. Руководили милиционеры Швецов и Васькин.
При входе в столовую работница Иванова внимательно к каждому подошла и направила в кассу, где мы, эвакуированные, получили талоны.
Вежливое, культурное обращение нас, ленинградцев, радует, чего мы сейчас не имеем дома. Хлеб взвешен порциями, выдается быстро и без задержки – идем в очередь за получением обеда.
Обеды выдавали Хижина и Тимонина. Сразу бросается в глаза полноценность выдаваемых обедов. Кажется, масла я давно столько не видел, как было положено в кашу. Благодарю руководителей столовой Короткову и Сидельникову.
Чувствуется работа комсомола. Еще не отправился поезд, а комсомольцы уже около вагона, разъясняют, как следует вести себя при получении обедов. Резко выделилась работа комсомольцев Абрамовой, Егоровой и Ивановой.
Профессор Кузьминский».
Широко откликнулись трудящиеся Волхова на призыв тамбовских колхозников о сборе средств на строительство танковой колонны для Красной Армии. Волховчане внесли в этот фонд, а также и на строительство авиаэскадрильи 1.730.000 рублей.
Навечно в историю обороны Ленинграда и в историю нашего города вписаны героические дела волховских железнодорожников, которые в невероятно трудных условиях, под артиллерийским огнем и бомбежкой вели поезда к легендарной Дороге жизни, а затем и в блокированный Ленинград. Они обеспечивали перевозки для нужд Волховского и Ленинградского фронтов, а также сумели обеспечить эвакуацию сотен тысяч ленинградцев на восток нашей страны.
Труд волховстроевских паровозных бригад был высоко оценен партией и правительством. В июле 1942 года им первым было присуждено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Многие работники служб нашего узла получили ордена и медали. Бывшему начальнику дистанции пути Александру Ильичу Рыкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
|
Серьезные разрушения были нанесены Волхову в годы войны. Идет митинг по случаю победы наших войск |
на фронтах Отечественной войны |
Узел Волховстрой и прилегающие участки пути в период 900 дней блокады Ленинграда были основным связывающим звеном город Ленина с Большой землей. И не случайно после прорыва блокады в январе 1943 года и постройки дороги победы Поляны – Шлиссельбург почетное право совершить первый рейс в осажденный Ленинград на паровозе ЭУ-70864 было предоставлено волховстроевской бригаде машиниста Ивана Пироженко...
Восстановленный и разросшийся после войны героический Волхов стал еще краше и благоустроенней. В канун его 40-летия волховчане с полным правом могут гордиться своей удивительной, героической историей, своими революционными, трудовыми и боевыми традициями.
О. Пяткин,
директор музея истории г. Волхова.
* Волховские огни. – 1973. – № 204. – С. 3.