В ТЫЛУ, КАК НА ФРОНТЕ!
ПОД ТАКИМ ДЕВИЗОМ РАБОТАЛИ В ГОДЫ ВОЙНЫ
ЖЕНЩИНЫ-ТРАКТОРИСТКИ
СЕСТРЫ ПАШИ АНГЕЛИНОЙ
В 1935 году Паша Ангелина организовала первую в стране женскую тракторную бригаду. По-ударному трудились трактористки во главе с Ангелиной. Именно механизаторы положили начало стахановскому движению в деревне. Во всех МТС, которые находились в Старой Ладоге, Паше, Колчанове, до войны работали трактористками женщины. Они стремились доказать, что им по плечу любые трудности. В каких, казалось бы, мужских профессиях ни пробовали себя молодые дочери страны! И это была примета времени. Да и трактор был в начале сороковых в диковинку. В. И. Ленин в свое время указывал, что новая техника произведет переворот в сознании людей. Если бы мы могли завтра, говорил он, дать деревне 100 тысяч тракторов, то крестьянин сказал бы: «Я за коммунию».
Первые МТС (машинно-тракторные станции), где была сосредоточена вся техника, появились в 1934 году в Старой Ладоге и Паше, а через несколько лет и в Колчанове. По-разному встречали трактористов в колхозах. Одни – с радостью, другие – настороженно: а вдруг плохо вспашут, межи попортят. Да и к женщинам-трактористкам относились с недоверием – сумеют ли справиться с техникой. Они справлялись, да еще как!
«За перевыполнение норм выработки на весновспашке, вспахано 5,6 га при норме 2,6 га трактористке Родичевой Анне Петровне объявляется благодарность, она премируется деньгами в сумме 25 рублей».
Это из книги приказов по Колчановской МТС за май 1941 года. Могла ли догадаться тогда Анна Родичева, что через месяц война?
НЕ СЧИТАЯСЬ СО ВРЕМЕНЕМ
К лету 1941 года в Волховской МТС (в Старой Ладоге) работало около десяти трактористок. По воспоминаниям А. А. Екимовой, которая в годы войны была начальником политотдела МТС, среди них были Зинаида Костина, Валентина Пешина, Мария Богачева, Елена Лазарева, Анна Нярги, Анна Шорманова. А возглавила женскую тракторную бригаду в начале войны Мария Бровцына. Даже многим нынешним трактористам трудно представить, чего стоил тогда труд механизатора. Всего в МТС было около 50 тракторов. Это не наши современные машины, где кабина закрывает тракториста от ветра и дождя, где завести такую машину, как энергонасыщенный «Кировец», не составляет особого труда. Трактора же того времени – ХТЗ, СТЗ, СХТЗ-НАТИ (Харьковского и Сталинградского тракторных заводов), «Универсал» (Кировского в Ленинграде) не отличались удобствами, были без кабин. Чтобы завести их при помощи ручки, требовалась физическая сила. А каково было девчонкам «крутить магнето», чтобы завести двигатель?
Никто не жаловался на трудности, когда приходилось под дождем с утра до позднего вечера на металлическом сиденье крутить руль трактора. А война подкатывала к Волхову.
Вспоминает А. А. Екимова:
– С ноября 1942 года Волховскую МТС пришлось эвакуировать в деревню Усадище, которая недавно была освобождена от захватчиков. Они оставили пожарища, разрушенные дома. Несколько дней мы добирались до Усадища, трудно было обживаться на новом месте.
Прежде всего разместили механизаторов и их семьи, затем начали оборудовать мастерские. Нужно было как можно скорей приступать к ремонту тракторов и сельхозмашин. Больной вопрос был о подготовке кадров, не найти было помещения. Курсы организовали на чердаке одного из сохранившихся домов…
Среди тех, кто в 1942 году занимался здесь, была Серафима Алексеевна Федорова. Ей тогда было 20 лет.
– И учились, и топливо заготавливали, ведь были трактора, которые на березовых чурочках работали, да и для обогрева мастерских, где вели ремонт, нужны были дрова, – рассказывает она. – А когда начался полевой сезон, работали не считаясь со временем. Присумерится – сядем-посидим и опять за работу. Много тогда подростков приходило в МТС. Плугарем у меня был мой братишка Алексей. А сменщиком – Николай Герасимов. Тот даже до педалей не доставал. Что скрывать, и слезы, бывало, подступали к горлу. Но новые победы на фронте звали и нас к трудовым победам.
Внимательно следили в МТС за сводками Совинформбюро, нередко на митингах, узнав о каком-либо важном событии, механизаторы брали повышенные обязательства. Когда нашему земляку В. Ф. Голубеву присвоили звания Героя Советского Союза, рабочие МТС включились в сбор средств на самолет для летчика. На фронт шли и посылки с теплыми вещами от тех, кто здесь в Усадище ковал свои трудовые победы.
В 1944 году вновь вернулась Волховская МТС в Старую Ладогу. А в Усадище скоро была создана своя МТС. Работали в ней и те женщины, которые начинали постигать нелегкое свое ремесло в первые самые трудные годы войны.
Статистика говорит, что в 1943 году число трактористок в нашей стране увеличилось в 2,6 раза по сравнению с 1940 годом. Стояла задача подготовить за 1944-1945 годы 32,5 тысячи трактористов. Пополнить армию механизаторов можно было в основном за счет женщин и подростков.
ДЛЯ ПОБЕДЫ НИЧЕГО НЕ ЖАЛЕЛИ
В книге приказов Пашской МТС в первый день войны появилась запись: «Считать призванными в РККА по мобилизации следующих товарищей: А. Н. Мишина – директора МТС, И. А. Гриненкова – шофера, П. Е. Приказчикова – тракториста...» Всего в списке 24 человека.
Надо было готовить смену. И среди наставников молодых были и первые в Пашской МТС женщины-трактористки – М. И. Калабышева, Е. И. Лазукова.
Мария Ивановна пришла на курсы в 1936 году молоденькой девчонкой. Училась управлять машиной еще на Фордзон-Путиловце. Это первые советские тракторы, которые с 1923 года начали делать в молодой Советской стране на Путиловском (ныне Кировском) заводе. После первого полевого сезона ее направили на курсы механиков, а затем назначили бригадиром тракторной бригады. Здесь вместе с ней работала и В. Н. Алексеева.
![]() |
Трактористки Пашской МТС |
М. И. Калабышева (справа) и В. Н. Алексеева |
Снимок 1939 г. |
До войны женщин было немного. Мария Ивановна припоминает среди них М. В. Ермилову, А. И. Ефимову. Набор на первые курсы военной поры был 50 человек. Нужно учитывать, что обстановка в ту пору была напряженной. И Пашской МТС пришлось с октября 1942 года по июль 1944-го эвакуироваться в деревню Часовенское.
Марии Ивановне Калабышевой, как и Екатерине Ивановне Лазуковой, доверили возглавить Потанинскую и Пашскую бригады. Часто, бывало, на себе доставляли запчасти. Их, кстати, была большая нехватка. По данным статистики, в 1943 году по сравнению с довоенным периодом производство запчастей по стране уменьшилось в 3,5 раза.
Работать надо было за троих. Строго следили тогда за дисциплиной труда.
«Предупреждаю всех рабочих и служащих МТС, что за один невыход на работу выдача сельхозпродукции производиться не будет», – записано в книге приказов Пашской МТС.
И к качеству работы требования были особые, ведь в те годы, как никогда раньше, необходимо было вырастить высокий урожай: все делалось для фронта, для победы.
«В дни Отечественной войны нужна была особенная организованность, железная дисциплина, самоотверженный труд каждого человека, – писала газета «Пашский колхозник» в 1941 году. – Отлынивание от работы, паникерство, дезорганизацию нужно рассматривать сейчас как подрыв государственной мощи. Лодырничание в такое время, когда Красная Армия героически громит врага, является по меньшей мере преступлением... А стахановский труд в колхозах означает помощь Красной Армии, самоотверженный труд облегчает и ускоряет победу над фашизмом».
СОРЕВНУЯСЬ И ПОМОГАЯ
Женщина-мать, сестра, жена! Сколько страданий выпало на ее долю! Жить в постоянной тревоге за тех, кто бьется с врагом, самой с рассвета и до поздней ночи работать на трудовом фронте – не благодаря ли этому каждодневному героизму ковалась победа в тылу?
Больше работать, всемерно укреплять тыл и помогать Красной Армии – с таким призывом обратилась к своим подругам группа советских женщин.
«Обращение это нашло живой отклик среди женщин Пашской МТС. Они горят ненавистью к зарвавшемуся врагу – Гитлеру, несущему неимоверные страдания, обрекающему на голод и вымирание детей.
Из МТС немало трактористов, рабочих и служащих ушло сражаться с врагом. Их с первого дня мобилизации заменили женщины Калабышева, Виклянцева, Боронина, Поташова и другие».
Без опозданий в этот год, писали пашцы, убрано сено в подсобном хозяйстве МТС. Помогла в сенокосных работах соседнему колхозу «Вторая пятилетка».
«Подхватывая инициативу женщин района, коллектив работников МТС совместно с домохозяйками послал бойцам Красной Армии посылку и изъявил согласие ежемесячно вносить в фонд обороны однодневный заработок до окончания войны. По поручению женщин МТС – Николаева, Кузнецова, Фомичева, Дудникова, Сиверина».
И они работали на совесть, как того требовало время. После войны, когда вернулись с фронта мужчины, многие уступили им свое место на тракторе.
Так, впрочем, было и в других МТС. Действительно, дело это трудное для женщин. Но можно назвать и таких, которые остались до конца верны избранной в юности дороге. Это, например, Надежда Андреевна Чемоданова, учившаяся у М. И. Калабышевой. Лишь второй год Чемоданова на заслуженном отдыхе, а так – всю жизнь в трактористках.
И НАХОДИЛАСЬ СИЛА В ДЕВИЧЬИХ РУКАХ
Механизаторы Колчановской МТС как раз закончили посадку картофеля во всех сельсоветах своей зоны. Это было 20 июня 1941 года. А через два дня в армию были мобилизованы многие трактористы...
Аня Харькина подошла к директору станции. «Как же дальше-то работать, ведь всю бригаду забрали?», – обратилась девушка. А в глазах – растерянность. «Что тут теряться – бери любой трактор и работай», – услышала в ответ. И села Харькина не за колесник «Универсал» в 15 лошадиных сил, а за гусеничный. Нелегко было с ним управляться. А работать надо. Иногда канонада лишь была слышна, а порой и бомбы недалеко разрывались.
Так было, например, в Кукле, где работала вместе с Казаковой. Фронт был всего в трех километрах. Но она трудностей не боялась и работу свою любила. Сама, можно сказать, сбежала в трактористки. Здесь, в Колчановской МТС, уже до этого работали молодые девчата Ольга Егорова, Анна Родичева, Таисия Котомина. Им тогда, наверное, лет по восемнадцать было. И с Харькиной еще девушки учились: Валентина Казакова и Вера Орлова. Так что свои трактористки в МТС появились с первых лет ее существования. Около тридцати человек закончили здесь учебу еще в военные годы. У многих и силенок-то не хватало. Старались работать, не заглушая трактора, только бы потом не крутить до изнеможения ручку, чтобы завести машину.
Усталость смаривала, но после кратковременного сна – вновь на смену. В Бабино, где Анна вместе с Шурой Свободкиной (Трофимовой) работала на тракторе ХТЗ, они вместо 3,5 гектара по норме обрабатывали по 5 гектаров за смену. Да и их подруги на «Универсалах» перевыполняли норму в 1,5-2 раза. А ведь на тракторах работали хрупкие девушки. Шура Свободкина тогда выглядела младше своих лет, да и росточком маленькая была. На плечи ее подруг легли нелегкие испытания.
Все мужчины, которые оставались в МТС, старались помочь, чем могли, брали на себя заботы потруднее. Муж Ани Харькиной, а теперь Анны Александровны Конецкой, Николай Викторович 49 лет бессменно работает в Колчановской МТС, затем в «Сельхозтехнике» и на нынешнем ремонтно-техническом предприятии.
– Кому-то и учить надо было кадры, – вспоминает он военные годы. – Как только кончались полевые работы, начинались шестимесячные курсы трактористов. Ведь объем работ не уменьшался. Наоборот, лошадей в деревнях стало намного меньше. Значит, у нас дел стало больше.
В 1942 году вернулся в МТС после ранения и Александр Михайлович Соболев. Его поставили бригадиром Сырецко-Мелексинской бригады. Восемь девушек на четыре трактора. Это в его бригаде работали А. Харькина, В. Казакова, О. Егорова и другие.
– Ремонт тоже ложился в основном на женщин, – рассказывает Соболев. – А на работе себя не жалели. Если в месяц нужно было подготовить 10 тракторов, то, не споря, работали с 7 часов утра до полуночи. И это зимой. Электричества не было: факелы подожжем и копаемся у тракторов.
Среди тех, кто зарабатывал свой нелегких хлеб в МТС, была и жена Соболева – Тамара Петровна. Она работала в одной из передовых бригад вместе с А. П. Родичевой и Л. П. Панфиловой.
Не все имена наших славных трактористок названы. Их было много в каждой МТС. Немало находилось у них помощников и в колхозах, где они работали. С полным правом можно сказать, что наша победа в войне завоевана и их героическим трудом в тылу. Ведь здесь, как на фронте, отступать было нельзя.
Е. Хорошутина.
* Волховские огни. – 1987. – № 82. – С. 3.