ПЕРВЫЙ ПОЕЗД С БОЛЬШОЙ ЗЕМЛИ

           

Первый поезд с Большой земли прибыл в блокированный Ленинград седьмого февраля 1943 года. Его доставил Вольдемар Матвеевич Виролайнен. Вот он сидит передо мной – плечистый, крепкий 67-летний человек с быстрым взглядом прищуренных зеленоватых глаз и рыжеватой залысиной над высоким, изборожденным морщинами лбом. Он вспоминает о том, оставшемся навсегда в его памяти, заснеженном, тревожном, но очень счастливом дне, и кажется, что даже в эти минуты, спустя много лет, Виролайнен слышит шум мчащегося поезда и видит стелющийся по изрытой воронками земле бурый дым паровоза…

            Нет, Вольдемар Матвеевич не работал тогда машинистом: в то суровое время он находился на Волховстроевском железнодорожном узле в качестве заместителя начальника Кировской магистрали. За право вести поезд соревновались машинисты депо Волховстрой. Многое требовалось от каждого из них, чтобы завоевать это право, но никто не отказался от борьбы, считая это делом чести – доблестным трудом доказать свое преимущество перед другими.

            И когда наступил долгожданный день, за реверс встал лучший из лучших – машинист Иван Пироженко, рядом с ним были его помощники Виктор Дятлов* и кочегар Иван Антонов. Только за Волховстроем, на разъезде Междуречье, поднялся по крутой лесенке на паровоз Виролайнен. Пироженко уступил ему свое место. Так заранее решили локомотивные бригады: на самых трудных перегонах поручить вести первый поезд в осажденный Ленинград старому питерскому машинисту и старому коммунисту В. М. Виролайнену.

            – В составе, который мы повели тогда в Ленинград, – вспоминает Вольдемар Матвеевич, – было 800 тонн сливочного масла. Других грузов мы не брали, считали, что это наиболее нужное для ленинградцев.

            Поезд шел по только что проложенной после прорыва блокады 36-километровой железной дороге между станциями Шлиссельбург и Поляны. Линия, сооруженная в невиданно короткий срок, соединила осажденный город на Неве со стальными магистралями страны.

            Новая трасса пролегла в пяти километрах от переднего края гитлеровцев. Укрывшиеся за мощными укреплениями в районе Синявино и у станции Мга, они обрушивали на железную дорогу тысячи снарядов и мин, тяжелые фугасные бомбы. Но стройка велась днем и ночью, место погибших и раненых тотчас же занимали другие бойцы…

            И вот, наконец, Виролайнен увидел из окна паровозной будки родной Ленинград – в сугробах, суровый и непреклонный. Торжественно встречали ленинградцы первый поезд с Большой земли – поезд, открывший путь сотням составов с продовольствием, боеприпасами, оружием для героически сражавшегося с лютым врагом Ленинграда.

            К весне 1943 года по железной дороге Поляны – Шлиссельбург доставлялось в осажденный город в три-четыре раза больше грузов, чем по ледовой дороге через Ладогу. За время действия этой стальной трассы – с февраля 1943 года по 27 января 1944 года – по ней проследовало более 4700 поездов и в среднем ежесуточно доставлялось в Ленинград 15–20 тысяч тонн груза.

 

Р. Ефимов,

корреспондент ЛенТАСС.

 


 

* Опечатка в тексте газеты; должно быть: Дятлев.

 

 

 

* Волховские огни. – 1970. – № 62. – С. 4.