ОСВЯЩЕНО ОГНЕМ

 

        Железнодорожный узел бомбили почти ежедневно. Для врага было важно разрушить станцию Волховстрой. Таков был личный приказ Гитлера, отданный командиру фашистского авиационного соединения.

«С апреля 1942 года по август 1943 года, – вспоминают очевидцы, – на Волховстроевский узел было сброшено 19.800 фугасных бомб. Но узел продолжал работать. Перерывы в движении поездов после налетов не превышали двух часов. Путейцы быстро восстанавливали один-два наименее пострадавших пути, по которым сразу же пускали поезда».

Об этом трудном и героическом времени рассказывает и бывший тогда дорожным мастером, а ныне персональный пенсионер Василий Исаакович Мухачев:

– Поначалу людям, привыкшим к мирному труду, нелегко было преодолеть чувство страха перед бомбежками. Но почти ежедневные налеты приучили работать в очень трудных, почти невероятных условиях.

Бывало, что не меньше 150 воронок от разорвавшихся бомб оставались на территории станции да развороченные пути. А ведь надо было срочно отправлять или принимать поезда. И здесь путевых рабочих всегда отличало чувство долга и высокий патриотизм – эти качества были повседневными. Люди совершали трудовой подвиг, не задумываясь.

Едва вражеские самолеты делали последний разворот, как все дружно принимались за работу. Василий Исаакович вспоминает:

– Как замечательно трудились Зинаида Макарова, Александр Яшин, Мария и Александра Филины, Анна Ефимова, Мария Насонова, Зинаида Савельева, бригадир Александр Васильевич Фролков. Наши семьи находились в эвакуации и многие подолгу не бывали в своих квартирах. Жили как на фронте.

Василий Исаакович рассказывает о своем участке, о людях, с которыми вместе трудился. О том, что видел и что пережил.

Сегодня за окном его квартиры слышится мирная перекличка локомотивов, в морозной тишине четко звучат распоряжения дежурного. Ничто не напоминает о прошлом. Но ради сегодняшнего дня жили, трудились, выстояли Василии Исаакович Мухачев и его друзья.

 

А. Роман.

 

 

* Волховские огни. – 1973. – № 21. – С. 3.