В ОГНЕННОМ КОЛЬЦЕ
Жизнь Волховстроевского узла в дни Великой Отечественной войны – это одна из ярких страниц героической обороны Ленинграда, ибо Волхов был основным связующим звеном между городом Ленина и Большой землей. Поэтому вполне понятно, что фашисты всеми силами с первого до последнего дня блокады Ленинграда пытались парализовать работу нашего узла. Достаточно сказать, что за это время на узел было сброшено 19 тысяч авиабомб, не считая снарядов и мин.
В налетах участвовали сотни вражеских самолетов одновременно. В левобережье Волхова не осталось ни одного дома, который не имел бы на себе следов от разрывов бомб и снарядов.
Но город должен был жить и работать. Узел должен был ежедневно по четырем направлениям отправлять поезда с ценнейшими грузами. Это был город, где жили железнодорожники, которые под пулеметным огнем авиации, в дыму пожарищ и пламени разрывов обеспечивали нормальное движение транспорта.
Уже в 1941 году, когда враг рвался к Волхову, сжимая кольцо вокруг Ленинграда, многие наши железнодорожники по заданию партии ушли в партизанские отряды. В их числе были машинисты В. Столяров, М. Кузнецов, начальник отдела кадров паровозного отделения А. Долженков, инженер станции Г. Чайковский и другие. Командиром первого партизанского отряда был назначен А. Чернышов.
Оставшиеся работники узла показывали чудеса массового героизма. В августе 1941 года на станции Зеленец от бомб, сброшенных вражеской авиацией, загорелся поезд, который вез взрывчатку на фронт. Страшной силы взрыв мог смести с лица земли станцию и разрушить путь на Тихвин. Срочно посланный из Волховстроя пожарный поезд, которым руководил Н. Трахов, предотвратил грозные последствия. Трое работников поезда т. т. Быков, Федоров и Жирнов подползли к пылающему составу, отцепили вагоны с боеприпасами, а затем отвели их в сторону от огня.
3 сентября 1941 года от бомбардировки загорелись корпуса локомотивного депо. Не ожидая отбоя тревоги, котельный мастер тов. Васильев, машинист тов. Ваницкий, кочегары т. т. Шапкин и Жаринов, слесарь тов. Семенов, начальник базы смазки тов. Михайлов и другие бросились тушить пожар и спасли главные цеха депо от огня.
В первые же дни войны через реку Волхов железнодорожники под руководством тов. Зубкова построили деревянный мост-дублер, который часто нас выручал при повреждениях основного моста.
Организацией борьбы железнодорожников за сохранение узла руководили тов. Пташкин, возглавлявший политотдел, заместитель начальника дороги В. Виролайнен и секретарь парткома В. Громов. В тяжелые для Ленинграда дни к волховстроевским железнодорожникам обратился с письмом А. А. Жданов.
Алексей Николаевич Косыгин, впоследствии Председатель Совета Министров Союза ССР, в тяжелые дни блокады Ленинграда был на Волховстроевском узле, где руководил организацией бесперебойного снабжения защитников города Ленина боеприпасами и продовольствием
Когда враг захватил Мгу, полностью блокировав Ленинград, наши железнодорожники проложили со станции Войбокало ветку через Кобону, Лаврово, Косу к восточному побережью Ладожского озера, откуда начиналась «Дорога жизни». По этой линии вывозили эвакуированных из Ленинграда, везли в осажденный город продовольствие, медикаменты, горючее, боеприпасы. Этот участок обслуживали волховстроевские локомотивные и поездные бригады. В их числе были машинисты П. Мокин, М. Кузнецов, помощник машиниста В. Дятлов*, главные кондукторы Ф. Кудряшов, тов. Фасонов, поездной мастер тов. Богданов и другие.
К станции Кобона ежедневно подходило около тысячи вагонов с продовольствием, горючим и боеприпасами. И маленький коллектив станции под руководством Н. Аверьянова в исключительно тяжелых условиях обеспечивал работу по их разгрузке и погрузке эвакуированными и ранеными.
А в Волховстрое были созданы госпитали, занимавшие помещения Дома культуры железнодорожников, школы № 61 и строительного техникума.
Для эвакуированных ленинградцев в веерном депо был создан специальный пункт, обслуживаемый железнодорожниками. Волховстроевцы тепло, со вниманием встречали жителей блокированного города, делились с ними всем, оказывали необходимую помощь.
Много трогательных благодарностей было записано эвакуированными в адрес работников эвакопункта С. Шишова и М. Мерецкой.
В августе 1941 года железнодорожники станции Жихарево, руководимые С. Травкиным, сумели организовать погрузку и вывозку в Волховстрой 500 вагонов муки под огнем вражеской авиации.
Исключительный трудовой героизм проявили энергетики и связисты узла С. Рынин и тов. Шойхет. Днем и ночью им приходилось вести работы по восстановлению линий электропередачи и связи.
В эти трудные дни на своих рабочих местах – на паровозах, у станков – погибли машинисты В. Куден, С. Ескин, В. Исаков, А. Копнов, помощники машинистов П. Кивогло, Е. Кудашкин, тт. Хаердинов, мастер водоснабжения И. Ковряков, мастер промывочного цеха В. Цветков, электромеханик В. Мосалев и другие товарищи.
Многие машинисты и их помощники были ранены во время налетов, но не покидали своих постов, пока не приходила смена.
Машинист Г. Бочков, котельщик Н. Белоусов, слесарь А. Беленьков сутками не отдыхали, выполняя срочные задания.
За короткий срок коллективом паровозного депо был сделан бронепаровоз, который надежно служил на Волховском фронте.
По заданию правительства в 1942 году необходимо было вывезти из Ленинграда в тыл тысячи станков для танкостроительных заводов. К станции Гостинополье их подвозили на судах. Железнодорожники создали здесь перевалочную базу, где круглосуточно работали 6 подъемных кранов и 4 паровоза. Задание правительства было выполнено в кратчайший срок.
Когда враг был отброшен от Волхова, перед железнодорожниками еще более остро встала задача обеспечения защитников Ленинграда продовольствием, оружием и боеприпасами. Но для этих перевозок на узле не хватало угля, запасы которого были полностью исчерпаны. Паровозы приходилось топить дровами, которые заготавливали сами железнодорожники. Но на станции Лодейное Поле оставалось 23 тысячи тонн топлива. Однако склад его находился в 500 метрах от передовой линии фашистских войск и непрерывно обстреливался из минометов термитными минами.
С паровозов были сняты бригады, собраны почти все станочники – и этот отряд отправился в Лодейное Поле. Под частым пулеметным огнем волховстроевцы грузили ночами по 20 платформ угля и вывозили их в тыл. В этом отряде особенно проявили себя машинист углеподъемного крана В. Алексеев, машинист В. Пигов, т. т. П. Тимофеев, Ф. Мельников, С. Карпов. В течение двух месяцев весть уголь был вывезен. Под покровом ночи были уведены из Лодейного Поля и последние паровозы. Всей этой операцией руководил А. Стоумов.
Когда кончились и эти запасы угля, был организован вывоз леса с территории Сясьского целлюлозно-бумажного комбината. Коллектив склада топлива под руководством комиссара тов. Баскакова обеспечивал бесперебойную работу по экипировке паровозов.
Путейцы т. т. Рыков, Морошкин, Зиленяков, вагонники т. т. Ерешкина, Соломатин, Гладилин, движенцы т. т. Ислямкулов, Воревода, связисты т. т. Шойхет, Трошин, Голубев, паровозники Л. А. Алексеев, т. т. Запатрин, Кузнецов, Гладилин, Калинин и сотни других железнодорожников днем и ночью обеспечивали работу узла и линейных станций.
В этих исключительно тяжелых условиях огромную организационную работу проводил диспетчерский коллектив отделения движения, возглавляемый М. Сергеевым.
В январе 1943 года части Волховского и Ленинградского фронтов объединенными ударами освободили южное побережье Ладожского озера, прорвав блокаду города-героя. За две недели железнодорожники проложили путь от Поляны до Шлиссельбурга. 6 февраля 1943 года, поздно вечером, из Волховстроя в Ленинград отправился первый прямой поезд с продовольствием. Состав вела бригада в составе машиниста тов. Пироженко, помощника тов. Дятлова*, главного кондуктора тов. Кудряшова, поездного мастера тов. Богданова. Запасной была взята бригада машиниста тов. Кузнецова. Приказом начальника дороги этот поезд поручено было сопровождать заместителю начальника дороги В. Виролайнену, секретарю парткома депо С. Титову, начальнику политотдела С. Пташкину, начальнику военно-эксплуатационного отделения А. Пичугину и мне.
Поезд пришлось вести под ураганным минометным огнем врага. У Синявинских болот с рельсов сошел один вагон, и его пришлось поднимать вручную. В районе Мельничного Ручья кончилась вода, и нам пришлось наполнять тендер ведрами. Из 120 километров – 30 пришлось пройти буквально под огненной аркой из снарядов, мин и пуль. И все-таки поезд был доставлен на Финляндский вокзал. С этого дня началось регулярное движение на Ленинград.
Враг неистовствовал. В отдельные дни с марта по июнь 1943 года в массированных налетах участвовало по 150-200 самолетов, которые проводили бомбардировки по 2-3 раза в сутки. Но, несмотря на это, железнодорожники не падали духом, не проявили трусости, не щадили сил и даже жизни. Иногда, похоронив товарища, волховстроевцы, сжав зубы, вновь шли на паровоз, к станку, на путь, к стрелке.
Находившиеся в это время на узле представители Ставки Верховного главнокомандования товарищи А. Н. Косыгин, К. Е. Ворошилов, члены Военного Совета фронта, председатель облисполкома тов. Соловьев, секретарь обкома партии тов. Штыков дали высокую оценку стойкости и героизму железнодорожников Волховстроя. Сотни наших товарищей получили высокие правительственные награды.
27 января 1944 года блокада была снята полностью. Враг был отброшен от Ленинграда.
А 9 мая 1945 года закончилась самая тяжелая, самая кровопролитная война из всех, которые знало человечество. Орудия смолкли. Мы победили.
А. Алексеев,
председатель
райпрофсожа.
* Опечатка в тексте газеты; должно быть: Дятлев.
* Волховские огни. – 1965. – № 151. – С. 3.