ПУСТЬ ВЕТРЫ ЛАДОГИ ПОВЕДАЮТ НАРОДУ...
На одном из старинных зданий на проспекте Карла Маркса в Новой Ладоге установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1941-1944 гг. находился штаб Краснознаменной Ладожской флотилии, корабли которой обеспечивали перевозку продовольствия, оружия и боевой техники для осажденного Ленинграда, а также эвакуацию его жителей. Личный состав флотилии активно участвовал в разгроме немецко-фашистских войск под Ленинградом».
Отныне к памятным местам Новой Ладоги, в прошлом больше всего связанным с именем полководца Суворова, командовавшего в 1763 году размещавшимся здесь Суздальским пехотным полком, прибавляются новые реликвии, связанной с героической битвой за Ленинград на Ладоге. Из Новой Ладоги, где Суворов когда-то учил войска «науке побеждать», спустя почти 200 лет моряки Краснознаменной Ладожской флотилии выходили на своих кораблях в озеро громить врага, посягнувшего на честь и независимость нашей Родины.
За период от начала до прорыва блокады Ленинграда через Ладожское озеро на судах Северо-Западного речного пароходства и на кораблях военной флотилии было перевезено свыше миллиона тонн грузов и около миллиона человек, эвакуированных из Ленинграда.
Отсюда, из Новой Ладоги, начались первые рейсы по «Дороге жизни». Грузы с Большой земли, предназначенные Ленинграду, поступали по железной дороге на станцию Волховстрой, перегружались в Гостинополье на баржи, доставлялись в Новую Ладогу. А отсюда под охраной канонерских лодок, тральщиков и сторожевых кораблей флотилии преодолевали 115-километровый путь через бурное осеннее озеро к бухте Осиновец. Там обосновался первый порт блокадного города. Оборудования почти не было. Причалами служили затопленные баржи. Однако «Дорога жизни» стала действовать.
Только за три месяца 1941 года в город на Неве по «Дороге жизни», ставшей единственной коммуникацией осажденного города, было перевезено 45 тысяч тонн продовольствия, 6.208 тонн боеприпасов и 9 тысяч тонн других грузов. Враг пытался сорвать перевозки, от которых зависела судьба фронта и города.
В Новой Ладоге находился штаб флотилии и главная база ее. В судоремонтных мастерских исправляли многочисленные повреждения кораблей флотилии. У деревни Юшково, на реке Волхов, был установлен деревянный плавучий док, он использовался как судоподъемное средство для ремонта подводной части кораблей. Без него не вошло бы в строй много кораблей.
Вдоль берегов Волхова и Новоладожского канала, у деревни Немятово были рассредоточны боевые корабли флотилии. Здесь они укрывались от штормов, пополняли свои запасы, ремонтировались и выходили на боевые задания.
В ноябре на Ладоге наступила зима. Озеро покрылось льдом. Гидрографы флотилии под руководством лейтенанта Е. П. Чурова в исключительно тяжелых условиях, встречая на пути разводья и полыньи, произвели ледовую разведку, проложили трассу ледовой «Дороги жизни». Сплошным потоком пошли по льду автомашины с грузами для Ленинграда. За период блокады по ледовой трассе было перевезено 214.539 тонн различных грузов и 222.076 человек. Героический труд водителей, мужество зенитчиков и всех, кто обеспечивал действие ледовой трассы, навсегда сохранится в памяти ленинградцев.
В это время военные корабли были рассредоточены во льдах на рейдах Новой Ладоги и бухты Морье. Обстановка на фронтах осложнялась. Зимой 1941 года, когда немцы подошли к Волхову, Ленинграду угрожала опасность оказаться в двойном кольце блокады. 10 ноября командующий армией, сражавшейся под Волховом, генерал И. И. Федонинский пригласил на командный пункт командующего Ладожской флотилией, капитана I ранга В. С. Черокова и обратился к нему с просьбой снять с кораблей пулеметы с боевыми расчетами, передать их армии для стрельбы прямой наводкой по наступающим на Волхов танкам.
В этот момент стойкость и мужество не покидало не только моряков флотилии, но и жителей Новой Ладоги. Начатое в ноябре наступление советских войск к 28 декабря завершилось разгромом волховско-войбокальской группировки немцев. Связь Ленинграда со страной через Ладожское озеро не была нарушена.
21 мая 1942 года снова открылась навигация по водной трассе «Дороги жизни». За зиму флот пополнился новыми судами. И перевозки в Ленинград возросли.
В течение лета враг особенно неистовствовал. Вспоминается один налет на Новую Ладогу. В 20 часов сигнальщики обнаружили появление 28 самолетов «Ю-88» над главной базой флотилии. Спустя пять минут у борта транспорта «Чапаев», стоявшего на якоре в устье Волхова, взорвалось 12 бомб. Корабль начал крениться. На палубу обрушиваются столбы воды. Все заволакивается дымом. Транспорт получил 70 пробоин. Казалось бы, положение безнадежное. Но нет, чапаевцы не сдаются. Корабль остается в строю. А сколько геройства проявили командиры тральщиков и транспортов, известные на Ладоге еще до войны. Это Иван Павлович Тюньков, Алексей Алексеевич Борисов-Смирнов, Иван Тимофеевич Евдокимов.
Помнят ладожане и тревожный день 22 октября 1942 года, когда противник пытался высадить десант на остров Сухо. Десант этот был полностью разгромлен. Враг потерял 16 судов. И, что самое главное, потерял всякую надежду на возможность успеха высадить десант на нашу территорию.
13 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. В феврале после долгого перерыва в Ленинград прошел первый поезд с Большой земли.
В июне 1944 года моряки Ладожской флотилии вступили в свой последний и решительный бой с врагом, завершившийся полным освобождением Ладожского озера и его прибрежных районов от оккупантов. 22 июня была проведена Тулоксинская операция. Целью ее было оказать содействие армии генерала К. А. Мерецкова, форсировавшей Свирь и наступающей в Северной Карелии. Наш десантный отряд насчитывал около 70 вымпелов. Командовал операцией контр-адмирал В. С. Чероков. Корабли вышли в озеро и взяли курс к месту высадки. Бесшумно и по возможности бездымно в строю двух колонн плыли транспорты с войсками. Никто не мог знать, что ждет нас впереди. Обнаружит ли нас противник? Что ждет десантников на берегу? Утром следующего дня к берегу двинулись катеры с первым десантом. Через некоторое время артиллерия наших канонерских лодок открыла огонь, прикрывая высадку десанта. Начался бой. Появились вражеские самолеты. Они сбрасывали бомбы. Надо было видеть, как неуклюжий тихоходный транспорт «Стензо» под командой Алексея Суханова бесстрашно уклонялся от падающих вокруг бомб.
Для поддержки десанту транспорты двинулись в Свирицу за вторым эшелоном. В это время разыгрался шторм. Десант, лишенный боеприпасов и подкрепления, оказался под угрозой гибели. Тогда командиры транспортов и тральщиков Ходов, Суханов, Тюньков, Борисов-Смирнов, шкипера барж и матросы, проявляя исключительное мужество, стали подвозить подкрепление. В результате упорных боев, продолжавшихся пять суток, десант выполнил свое задание. Противнику был отрезан путь отхода от наступающих частей Советской Армии.
За боевые успехи и героизм личного состава Ладожская флотилия после этой операции была награждена орденом Красного Знамени.
На этом боевые действия флотилии на Ладожском озере были закончены. Осенью 1944 года корабли флотилии покидали рейд Новой Ладоги. Мы верили, что пройдут годы, и потомки нынешних ладожан будут гордиться своим городом, с которым связано так много событий из летописи битвы за Ленинград. Придут они в свой краеведческий музей, посетят могилы героев, отдавших жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны, и вспомнят о многом.
Летом прошлого года состоялась незабываемая встреча ветеранов флотилии с жителями Новой Ладоги. Из Ленинграда и Москвы прибыла большая группа офицеров и матросов во главе с бывшим командующим флотилией Виктором Сергеевичем Чероковым. Нельзя вспоминать без волнения об этой встрече. Среди жителей города мы встретили и наших бывших сослуживцев – лихого командира одного из транспортов, старшего лейтенанта Алексея Суханова, ныне председателя рыболовецкого колхоза имени Калинина, радиста героического тральщика «ТЩ-100» Ивана Соколюка, командира катера «морской охотник» Николая Куприянова, врача Давида Шлоряна и других боевых соратников.
Особенно запомнился момент, когда участники многолюдного митинга исполнили «Песню о Ладоге», сложенную зимой 1941-1942 годов:
Пусть ветры Ладоги
Поведают народу,
Как летом баржу за баржой
Грузли мы и в дождь и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Эх, Ладога, родная Ладога,
Метель, и шторм, и грозные года.
Недаром Ладога родная
Дорогой жизни названа.
З. Русаков,
председатель комитета ветеранов
Краснознаменной Ладожской флотилии при ВНО
Ленинградского Дома офицеров им. С.М. Кирова.
* Волховские огни. – 1965. – № 74. – С. 2-3.