В ТЫЛУ, КАК НА ФРОНТЕ!
 

ПОД ТАКИМ ДЕВИЗОМ РАБОТАЛИ В ГОДЫ ВОЙНЫ

 ЖЕНЩИНЫ-ТРАКТОРИСТКИ

 

СЕСТРЫ ПАШИ АНГЕЛИНОЙ

 

В 1935 году Паша Ангелина организовала первую в стране женскую тракторную бригаду. По-ударному трудились трактористки во главе с Ангелиной. Именно механизаторы положили начало стахановскому движению в деревне. Во всех МТС, которые находились в Старой Ладоге, Паше, Колчанове, до войны работали трактористками женщины. Они стремились доказать, что им по плечу любые трудности. В каких, казалось бы, мужских профессиях ни пробовали себя молодые дочери страны! И это была примета времени. Да и трактор был в начале сороковых в диковинку. В. И. Ленин в свое время указывал, что новая техника произведет переворот в сознании людей. Если бы мы могли завтра, говорил он, дать деревне 100 тысяч тракторов, то крестьянин сказал бы: «Я за коммунию».

Первые МТС (машинно-тракторные станции), где была сосредоточена вся техника, появились в 1934 году в Старой Ладоге и Паше, а через несколько лет и в Колчанове. По-разному встречали трактористов в колхозах. Одни – с радостью, другие – настороженно: а вдруг плохо вспашут, межи попортят. Да и к женщинам-трактористкам относились с недоверием – сумеют ли справиться с техникой. Они справлялись, да еще как!

«За перевыполнение норм выработки на весновспашке, вспахано 5,6 га при норме 2,6 га трактористке Родичевой Анне Петровне объявляется благодарность, она премируется деньгами в сумме 25 рублей».

Это из книги приказов по Колчановской МТС за май 1941 года. Могла ли догадаться тогда Анна Родичева, что через месяц война?

 

НЕ СЧИТАЯСЬ СО ВРЕМЕНЕМ

 

К лету 1941 года в Волховской МТС (в Старой Ладоге) работало около десяти трактористок. По воспоминаниям А. А. Екимовой, которая в годы войны была начальником политотдела МТС, среди них были Зинаида Костина, Валентина Пешина, Мария Богачева, Елена Лазарева, Анна Нярги, Анна Шорманова. А возглавила женскую тракторную бригаду в начале войны Мария Бровцына. Даже многим нынешним трактористам трудно представить, чего стоил тогда труд механизатора. Всего в МТС было около 50 тракторов. Это не наши современные машины, где кабина закрывает тракториста от ветра и дождя, где завести такую машину, как энергонасыщенный «Кировец», не составляет особого труда. Трактора же того времени – ХТЗ, СТЗ, СХТЗ-НАТИ (Харьковского и Сталинградского тракторных заводов), «Универсал» (Кировского в Ленинграде) не отличались удобствами, были без кабин. Чтобы завести их при помощи ручки, требовалась физическая сила. А каково было девчонкам «крутить магнето», чтобы завести двигатель?

Никто не жаловался на трудности, когда приходилось под дождем с утра до позднего вечера на металлическом сиденье крутить руль трактора. А война подкатывала к Волхову.

Вспоминает А. А. Екимова:

– С ноября 1942 года Волховскую МТС пришлось эвакуировать в деревню Усадище, которая недавно была освобождена от захватчиков. Они оставили пожарища, разрушенные дома. Несколько дней мы добирались до Усадища, трудно было обживаться на новом месте.

Прежде всего разместили механизаторов и их семьи, затем начали оборудовать мастерские. Нужно было как можно скорей приступать к ремонту тракторов и сельхозмашин. Больной вопрос был о подготовке кадров, не найти было помещения. Курсы организовали на чердаке одного из сохранившихся домов…

Среди тех, кто в 1942 году занимался здесь, была Серафима Алексеевна Федорова. Ей тогда было 20 лет.

– И учились, и топливо заготавливали, ведь были трактора, которые на березовых чурочках работали, да и для обогрева мастерских, где вели ремонт, нужны были дрова, – рассказывает она. – А когда начался полевой сезон, работали не считаясь со временем. Присумерится – сядем-посидим и опять за работу. Много тогда подростков приходило в МТС. Плугарем у меня был мой братишка Алексей. А сменщиком – Николай Герасимов. Тот даже до педалей не доставал. Что скрывать, и слезы, бывало, подступали к горлу. Но новые победы на фронте звали и нас к трудовым победам.

Внимательно следили в МТС за сводками Совинформбюро, нередко на митингах, узнав о каком-либо важном событии, механизаторы брали повышенные обязательства. Когда нашему земляку В. Ф. Голубеву присвоили звания Героя Советского Союза, рабочие МТС включились в сбор средств на самолет для летчика. На фронт шли и посылки с теплыми вещами от тех, кто здесь в Усадище ковал свои трудовые победы.

 В 1944 году вновь вернулась Волховская МТС в Старую Ладогу. А в Усадище скоро была создана своя МТС. Работали в ней и те женщины, которые начинали постигать нелегкое свое ремесло в первые самые трудные годы войны.

Статистика говорит, что в 1943 году число трактористок в нашей стране увеличилось в 2,6 раза по сравнению с 1940 годом. Стояла задача подготовить за 1944-1945 годы 32,5 тысячи трактористов. Пополнить армию механизаторов можно было в основном за счет женщин и подростков.

 

ДЛЯ ПОБЕДЫ НИЧЕГО НЕ ЖАЛЕЛИ

 

В книге приказов Пашской МТС в первый день войны появилась запись: «Считать призванными в РККА по мобилизации следующих товарищей: А. Н. Мишина – директора МТС, И. А. Гриненкова – шофера, П. Е. Приказчикова – тракториста...» Всего в списке 24 человека.

Надо было готовить смену. И среди наставников молодых были и первые в Пашской МТС женщины-трактористки – М. И. Калабышева, Е. И. Лазукова.

Мария Ивановна пришла на курсы в 1936 году молоденькой девчонкой. Училась управлять машиной еще на Фордзон-Путиловце. Это первые советские тракторы, которые с 1923 года начали делать в молодой Советской стране на Путиловском (ныне Кировском) заводе. После первого полевого сезона ее направили на курсы механиков, а затем назначили бригадиром тракторной бригады. Здесь вместе с ней работала и В. Н. Алексеева.

 

Трактористки Пашской МТС
М. И. Калабышева (справа) и В. Н. Алексеева
Снимок 1939 г.

 

До войны женщин было немного. Мария Ивановна припоминает среди них М. В. Ермилову, А. И. Ефимову. Набор на первые курсы военной поры был 50 человек. Нужно учитывать, что обстановка в ту пору была напряженной. И Пашской МТС пришлось с октября 1942 года по июль 1944-го эвакуироваться в деревню Часовенское.

Марии Ивановне Калабышевой, как и Екатерине Ивановне Лазуковой, доверили возглавить Потанинскую и Пашскую бригады. Часто, бывало,  на себе  доставляли запчасти. Их, кстати, была большая нехватка. По данным статистики, в 1943 году по сравнению с довоенным периодом производство запчастей по стране уменьшилось в 3,5 раза.

Работать надо было за троих. Строго следили тогда за дисциплиной труда.

«Предупреждаю всех рабочих и служащих МТС, что за один невыход на работу выдача сельхозпродукции производиться не будет», – записано в книге приказов Пашской МТС.

И к качеству работы требования были особые, ведь в те годы, как никогда раньше, необходимо было вырастить высокий урожай: все делалось для фронта, для победы.

«В дни Отечественной войны нужна была особенная организованность, железная дисциплина, самоотверженный труд каждого человека, – писала газета «Пашский колхозник» в 1941 году. – Отлынивание от работы, паникерство, дезорганизацию нужно рассматривать сейчас как подрыв государственной мощи. Лодырничание в такое время, когда Красная Армия героически громит врага, является по меньшей мере преступлением... А стахановский труд в колхозах означает помощь Красной Армии, самоотверженный труд облегчает и ускоряет победу над фашизмом».

 

СОРЕВНУЯСЬ И ПОМОГАЯ

 

Женщина-мать, сестра, жена! Сколько страданий выпало на ее долю! Жить в постоянной тревоге за тех, кто бьется с врагом, самой с рассвета и до поздней ночи работать на трудовом фронте – не благодаря ли этому каждодневному героизму ковалась победа в тылу?

Больше работать, всемерно укреплять тыл и помогать Красной Армии – с таким призывом обратилась к своим подругам группа советских женщин.

«Обращение это нашло живой отклик среди женщин Пашской МТС. Они горят ненавистью к зарвавшемуся врагу – Гитлеру, несущему неимоверные страдания, обрекающему на голод и вымирание детей.

Из МТС немало трактористов, рабочих и служащих ушло сражаться с врагом. Их с первого дня мобилизации заменили женщины Калабышева, Виклянцева, Боронина, Поташова и другие».

Без опозданий в этот год, писали пашцы, убрано сено в подсобном хозяйстве МТС. Помогла в сенокосных работах соседнему колхозу «Вторая пятилетка».

«Подхватывая инициативу женщин района, коллектив работников МТС совместно с домохозяйками послал бойцам Красной Армии посылку и изъявил согласие ежемесячно вносить в фонд обороны однодневный заработок до окончания войны. По поручению женщин МТС – Николаева, Кузнецова, Фомичева, Дудникова, Сиверина».

И они работали на совесть, как того требовало время. После войны, когда вернулись с фронта мужчины, многие уступили им свое место на тракторе.

Так, впрочем, было и в других МТС. Действительно, дело это трудное для женщин. Но можно назвать и таких, которые остались до конца верны избранной в юности дороге. Это, например, Надежда Андреевна Чемоданова, учившаяся у М. И. Калабышевой. Лишь второй год Чемоданова на  заслуженном отдыхе, а так – всю жизнь в трактористках.

 

И НАХОДИЛАСЬ СИЛА В ДЕВИЧЬИХ РУКАХ

 

Механизаторы Колчановской МТС как раз закончили посадку картофеля во всех сельсоветах своей зоны. Это было 20 июня 1941 года. А через два дня в армию были мобилизованы многие трактористы...

 Аня Харькина подошла к директору станции. «Как же дальше-то работать, ведь всю бригаду забрали?», – обратилась девушка. А в глазах – растерянность. «Что тут теряться – бери любой трактор и работай», – услышала в ответ. И села Харькина не за колесник «Универсал» в 15 лошадиных сил, а за гусеничный. Нелегко было с ним управляться. А работать надо. Иногда канонада лишь была слышна, а порой и бомбы недалеко разрывались.

Так было, например, в Кукле, где работала вместе с Казаковой. Фронт был всего в трех километрах. Но она трудностей не боялась и работу свою любила. Сама, можно сказать, сбежала в трактористки. Здесь, в Колчановской МТС, уже до этого работали молодые девчата Ольга Егорова, Анна Родичева, Таисия Котомина. Им тогда, наверное, лет по восемнадцать было. И с Харькиной еще девушки учились: Валентина Казакова и Вера Орлова. Так что свои трактористки в МТС появились с первых лет ее существования. Около тридцати человек закончили здесь учебу еще в военные годы. У многих и силенок-то не хватало. Старались работать, не заглушая трактора, только бы потом не крутить до изнеможения ручку, чтобы завести машину.

Усталость смаривала, но после кратковременного сна – вновь на смену. В Бабино, где Анна вместе с Шурой Свободкиной (Трофимовой) работала на тракторе ХТЗ, они вместо 3,5 гектара по норме обрабатывали по 5 гектаров за смену. Да и их подруги на «Универсалах» перевыполняли норму в 1,5-2 раза. А ведь на тракторах работали хрупкие девушки. Шура Свободкина тогда выглядела младше своих лет, да и росточком маленькая была. На плечи ее подруг легли нелегкие испытания.

Все мужчины, которые оставались в МТС, старались помочь, чем могли, брали на себя заботы потруднее. Муж Ани Харькиной, а теперь Анны Александровны Конецкой, Николай Викторович 49 лет бессменно работает в Колчановской МТС, затем в «Сельхозтехнике» и на нынешнем ремонтно-техническом предприятии.

– Кому-то и учить надо было кадры, – вспоминает он военные годы. – Как только кончались полевые работы, начинались шестимесячные курсы трактористов. Ведь объем работ не уменьшался. Наоборот, лошадей в деревнях стало намного меньше. Значит, у нас дел стало больше.

В 1942 году вернулся в МТС после ранения и Александр Михайлович Соболев. Его поставили бригадиром Сырецко-Мелексинской бригады. Восемь девушек на четыре трактора. Это в его бригаде работали А. Харькина, В. Казакова, О. Егорова и другие.

– Ремонт тоже ложился в основном на женщин, – рассказывает Соболев. – А на работе себя не жалели. Если в месяц нужно было подготовить 10 тракторов, то, не споря, работали с 7 часов утра до полуночи. И это зимой. Электричества не было: факелы подожжем и копаемся у тракторов.

Среди тех, кто зарабатывал свой нелегких хлеб в МТС, была и жена Соболева – Тамара Петровна. Она работала в одной из передовых бригад вместе с А. П. Родичевой и Л. П. Панфиловой.

Не все имена наших славных трактористок названы. Их было много в каждой МТС. Немало находилось у них помощников и в колхозах, где они работали. С полным правом можно сказать, что наша победа в войне завоевана и их героическим трудом в тылу. Ведь здесь, как  на фронте, отступать было нельзя.

 

Е. Хорошутина.

 

 

* Волховские огни. – 1987. – № 82. – С. 3.