НЕПРИСТУПНЫЙ ОСТРОВ
Эти два снимка взяты из фондов историко-краеведческого музея Новой Ладоги. На одном из них с видом на остров запечатлен по горячим следам эпизод только что состоявшегося сражения на Ладоге в октябре 1942 года: десантное судно, с которого враг пытался высадить десант на остров Сухо, тот самый, что просматривается на фотографии вдали. А на другом снимке, очевидно, трофейном, изъятом из штабных документов немецко-финской группировки, – доставленное на Ладогу и тайно смонтированное специально для захвата Сухо штурмовое десантное судно типа «Зибель». К операции на озере немецко-финская группировка, как видим, готовилась тщательно. А в Новой Ладоге на каменном подиуме на набережной реки Волхов застыли два небольших судна, на долю которых в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда выпал нелегкий труд. Это буксирный речной пароход «Харьков» и тральщик «ТЩ-100» из состава Краснознаменной Ладожской военной флотилии. «ТЩ-100» – непосредственный участник сражения у острова Сухо 22 октября 1942 года, и вполне возможно допустить, что метким орудийным огнем моряки тральщика сумели вывести из строя десантную самоходную баржу противника, что запечатлена на снимке. Все могло быть во время боя... Однако немного истории.
|
|
Ладожская флотилия была сформирована приказом командования еще в начале войны, летом 1941 года. Ее задача – противодействовать замыслам врага и оказать помощь воинам фронта. Она же обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки через озеро для осажденного Ленинграда, Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов и Балтийского флота. Специальные части принимали участие и в прокладке по льду озера автомобильной дороги, прикрывали ее от нападения противника. Богаты страницы истории Ладожской флотилии.
|
|
Одним из славных подвигов моряков является разгром вражеской флотилии у острова Сухо 22 октября 1942 года. Этот насыпной каменистый островок размером 60 × 90 метров навсегда вошел в летопись героической обороны Ленинграда.
Впервые огонь маяка острова зажегся здесь в 1827 году, а спустя полвека в 1895 году воздвигли на этом месте каменную восьмигранную башню, поднявшуюся на 27 метров.
В годы Великой Отечественной войны острову Сухо придавалось большое значение, ведь он прикрывал вход в Волховскую губу, и мимо него пролегала «Большая трасса» – водный путь в осажденный Ленинград. Для охраны на острове и были установлены три 100-миллиметровых орудия. Гарнизон из 90 моряков возглавил старший лейтенант Иван Константинович Гусев. Недовольны были батарейцы слишком спокойной своей службой, многие просились на фронт. Однако и здесь закипел бой...
Опасения советского командования о возможной высадке десанта, о его диверсии оправдались. Как показали дальнейшие события, противник тщательно готовил операцию, которая получила кодовое название «Бразиль». Предполагалось внезапно высадить десант на Сухо, уничтожить батарею, гарнизон и маяк. Осуществление намеченного плана дало бы гитлеровцам возможность препятствовать перевозкам. Не исключалась и возможность использовать остров как плацдарм для дальнейшего броска на материк.
Враг не мог примириться с тем, что буквально у него под носом действует мощная водная коммуникация. Убедившись в том, что силами одной только авиации с флотилией не справиться, гитлеровцы сосредоточили на Ладоге и военно-морские силы. Сюда были доставлены корабли из Германии и Италии, в том числе и в разобранном виде 30 штурмовых десантных барж типа «Зибель», обладавших мощным вооружением. Особенностью конструкции барж было то, что корпус их состоял из понтонов, соединяемых на болтах, поэтому они легко разбирались и легко перевозились по железной дороге. Конструктор этих барж полковник Зибель прибыл на Ладогу и сам руководил их использованием. Общее командование операциями осуществлялось полковником артиллерии Е. Ирвиненом, подчинявшимся командованию 1-м воздушным флотом Германии.
Ранним утром 22 октября 1942 года, пользуясь плохой видимостью, отряд кораблей противника в составе 30 единиц напал на Сухо. В 7 часов 20 минут завязался бой. Огневая мощь кораблей противника во много раз превосходила огонь батареи. Пытаясь подавить батарею, фашисты открыли беглый огонь. Разрывы снарядов дробили каменные глыбы. На остров обрушился страшный ливень из мелкого камня, осколков и пуль противника. Два высоких деревянных столба, поддерживавших антенну батарейной радиостанции, были сметены огнем в первые же минуты боя. Гарнизон был лишен связи, не успев даже сообщить в штаб о случившемся. Казалось, рассчитывать на поддержку не приходится.
Но, к счастью, приближение эскадры обнаружил командир находившегося в дозоре тральщика «ТЩ-100» молодой лейтенант П. К. Каргин. «Ночь с 21 на 22 октября, как и предыдущие три ночи, была неспокойной для экипажа. Временами шел дождь, сменявшийся снегом, а сплошная облачность закрывала горизонт, – пишет в своих воспоминаниях П. К. Каргин. – Медлить было нельзя. В эти напряженные минуты я принял решение передать открытым текстом по радио донесение командующему о противнике... Через каждые 5-10 минут донесения радиста Ивана Григорьевича Соколюка доходили до штаба флотилии».
По свидетельству очевидцев, бой протекал скоротечно.
Уже в первые десять минут батарейцы потопили десантную баржу и катер противника. Две десантные баржи сели на риф. К 7 часам 48 минутам видимость в районе острова значительно улучшилась. В воздухе появились «юнкерсы» и прикрывавшие их «мессершмитты». Командир батареи И. К. Гусев был тяжело ранен, но не покинул командного пункта. Корабли противника подходили все ближе и ближе, построившись дугой вокруг острова.
В 8 часов 10 минут вражеские десантные катера и надувные лодки приблизились к Сухо с трех направлений. В первом броске на остров участвовали 50–70 солдат противника. В это время десантные баржи, чтобы не поразить своих, вынуждены были прекратить обстрел острова и перенести огонь на тральщик и морской охотник «МО-171» – дозорные корабли Ладожской флотилии. Враг открыл по «сотке» ураганный огонь, к кораблю устремилось звено неприятельских катеров, в тот же момент три «мессершмитта» сбросили несколько небольших бомб, которые, к счастью, не попали в корабль.
Снаряды рвались у самого борта тральщика. «МО-171» под командованием старшего лейтенанта В. И. Ковалевского, несшего дозор к востоку от острова, поставил дымовую завесу. Таким образом смелые маневры «ТЩ-100» и «МО-171» нанесли немалый урон десанту противника. А тем временем, собрав силы, бойцы гарнизона острова кинулись в контратаку. Они отбросили гитлеровцев на западный берег.
Несмотря на то, что погода в районе аэродромов была явно нелетная, наши истребители и штурмовики поднялись в воздух. К 9 часам над островом появились первые самолеты. По противнику ударила авиационная группа капитана С. С. Беляева, вслед за ней весьма успешно нанесли удар группы, ведомые капитанами А. А. Мироненко, Г. В. Крайновым. Вслед за авиацией флота удар по вражеским кораблям нанесли штурмовики Ленинградского фронта. Появление летчиков вызвало растерянность у фашистов. Воспользовавшись замешательством противника, гарнизон острова усилил натиск. Гитлеровцы, прижатые к самому урезу воды, начали поспешно садиться на катера и шлюпки.
В 9 часов 20 минут остров был полностью очищен от противника. Артиллеристы быстро починили выведенные из строя орудия, и все три пушки под руководством командира огневого взвода В. П. Чирченко ударили по десантным баржам. Вражеские корабли, перестроившись в две кильватерные колонны, к 11 часам исчезли за горизонтом. Наши корабли и авиация преследовали отходившие силы противника до наступления темноты.
Так провалилась широко задуманная гитлеровцами десантная операция. Враг получил хороший урок, после которого его военно-морские силы на Ладоге так и не оправились.
Неувядаемой славой покрыли себя героические защитники острова Сухо. В жесточайшей схватке с вооруженным до зубов противником, в невероятно трудных условиях гарнизон острова не только выдержал натиск врага, но и сам нанес ему большой урон. В официальной сводке указывалось: «Уничтожено до 16 десантных судов противника и одно захвачено в плен. В воздушных боях сбито 15 самолетов противника. Наши корабли потерь не имели».
С того дня прошло 55 лет. По-прежнему светит огонь маяка, и только следы осколков напоминают о минувшем...
Л. Федосеева,
директор музея.
* Волховские огни. – 1998. – № 11. – С. 3.