ВКЛАД ВОЛХОВСКИХ АЛЮМИНЩИКОВ
С первых дней Великой Отечественной войны экономика Волхова, его ресурсы были подчинены интересам фронта. К станкам в заводских цехах встали женщины и молодежь. Электроэнергию завод по-прежнему получал от 6-й ГЭС имени В. И. Ленина, бокситы и известняк поступали с Тихвинского бокситового рудника. Котельная работала на местном торфе. Остальные виды сырья и материалов – фторсоли, аноды, сода, мазут и другие имелись в запасе. Всю продукцию отправляли в адрес Москвы.
Прошел июль, август...
– В сентябре, во время одного из многочисленных воздушных налетов врага, позвонили из Обкома партии, – вспоминает бывший директор завода С. Д. Мовшович, – и предупредили начать подготовку к эвакуации завода.
Вечером вновь состоялся телефонный разговор по каналам связи Ленэнерго. Мне сообщили, что проект постановления Государственного Комитета Обороны об эвакуации подписан А. А. Ждановым и К. Е. Ворошиловым. Надо немедленно приступать к эвакуации завода. Просили послать нарочного в Тихвин и сообщить директорам глиноземного завода и бокситовых рудников, чтобы они тоже начинали демонтаж оборудования.
Готовясь к эвакуации, заводской коллектив продолжал работать. Люди сутками не выходили из цехов, здесь же спали, обедали. Только женщины навещали детей.
Запасы сырья и топлива таяли. Не стало анодов. Но обнаружили подовые блоки. В них сверлили ниппельные гнезда и пользовались вместо анодов. В любую минуту могли остановиться печи спекания и кальцинации: мазут был на исходе.
Из Москвы до Вологды самолетом, из Вологды с воинскими эшелонами прибыл заместитель министра тов. Бочков. Он доставил приказ о начале демонтажа и эвакуации оборудования и рабочих на Урал...
25 сентября гидростанция прекратила подачу электроэнергии. Завод остановился. А люди работали и днем, и ночью. Они демонтировали мотор-генераторы, трансформаторы, станки, котлы и другое оборудование.
Через каждые двое суток эшелоны с оборудованием и людьми отправлялись на Урал…
В сентябре враг занял Кириши. 16 октября противник потеснил наши войска на тихвинском направлении, в результате которого фронт обороны 52-й армии был прорван, перерезана последняя железная дорога, по которой к Ладожскому озеру подвозились грузы для осажденного Ленинграда. Положение блокированного города стало чрезвычайно тяжелым.
В ноябре упорные бои развернулись к востоку от Тихвина и на подступах к городу Волхову. Создалась угроза окружения и блокады. Связь с тылом страны осуществлялась через станцию Паша обходными путями на Ефимовскую, а с Ленинградом – через Ладожское озеро. Враг вплотную подошел с юга и начал артиллерийско-минометный обстрел производственных объектов и жилых зданий Волхова.
В эти суровые дни при уполномоченном Наркомата цветной металлургии была создана группа из 21 человека для уничтожения алюминиевого завода. Перед ней была поставлена задача: при подходе немцев к городу взорвать заводские здания и сооружения.
Бой приближался к Волхову. В начале декабря фашистские войска находились неподалеку от Халтурина и Вячкова. Но вскоре гитлеровцы, остановленные упорством и мужеством наших оборонительных частей войск генерала К. А. Мерецкова, освободили Тихвин. Это позволило восстановить связь города Волхова с тылом страны.
Наш город подвергался обстрелу и бомбардировкам с воздуха. С 25 сентября 1941 года по 1 января 1942 года было совершено шесть воздушных налетов. А потом началось... Немецкие стервятники ежедневно подвергали бомбежке железнодорожный узел, ГЭС. Были причинены серьезные разрушения. Надо учесть, что до войны город был деревянным, из 1.217 жилых зданий лишь 33 были каменными.
С начала войны до конца 1942 года Волхов 1.229 раз подвергался воздушным налетам вражеской авиации. На город было сброшено 4.595 бомб. Об этом говорилось в отчете о работе исполкома городского Совета за 1941–1945 годы.
Цеха алюминиевого завода были частично переоборудованы и использовались для ремонта военной техники.
Многие рабочие и специалисты с первых дней войны ушли на фронт, другие вместе с эвакуированным оборудованием направлены в тыл.
В числе тех, кто встал на защиту Отчизны, были В. М. Романов, М. П. Суровцев, П. А. Куклев и многие другие металлурги. А начальник глиноземного цеха А. А. Янович, начальник содового цеха А. И. Мишанов, выпарщик И. В. Баклагин, слесарь Я. Шульгин, плановик завода И. И. Каченцев, начальник отдела кадров Р. В. Цаценко и десятки других патриотов не вернулись с поля боя.
В первые же дни войны на заводе был сформирован истребительный батальон по борьбе с диверсантами. По мере нарастания опасности бойцы батальона добровольно согласились действовать в тылу врага.
Вечером 21 августа командир партизанского отряда Г. В. Иноземцев получил приказ штаба Ленинградского фронта перейти с тремя отрядами линию фронта и приступить к выполнению задания в тылу врага. Перед этими отрядами поставили задачу вести непрерывные действия по уничтожению фашистских штабов, средств связи, живой силы и техники противника.
– В конце августа 1941 года наш отряд и два соседних начали нарушать коммуникации врага, – вспоминает бывший партизан А. В. Трынкин. – В районе наших действий немцам не было покоя ни днем, ни ночью. За каждым кустом их ждала смерть от пуль народных мстителей.
Мы подрывали кабельную сеть врага, спасали советских людей от угона в немецкое рабство. А 25 октября уничтожили автобус с фашистскими офицерами.
Бойцы отряда Н. П. Ермилов и В. М. Ткачев дважды переходили линию фронта и доставляли в штаб партизанского движения важные сведения.
С честью исполнили свой долг перед Родиной партизаны А. Я. Нооль, на обязанности которого лежало снабжение партизан боеприпасами, отличные разведчики И. Г. Костыгов и Н. А. Белов. С особым уважением вспоминают партизаны А. М. Коншина и А. А. Веселова. Они храбро сражались с фашистскими захватчиками и пали смертью героев.
За период войны заводские здания и сооружения были значительно повреждены. Ущерб, нанесенный войной заводу, исчисляется в сумме 62 миллиона рублей.
После победы кадровые рабочие возвратились к мирной работе. Все горели одним желанием – скорее дать Родине отличный алюминий. Приехали заведующие производством электролизного цеха В. М. Романов, начальник смены электролизников П. Д. Голубков, экономист В. И. Спиридонов, электролизники А. Я. Кривоногов, Ф. П. Шапкин, И. Г. Кузнецов…
28 февраля 1946 года первенец алюминиевой промышленности страны вновь вошел в строй действующих предприятий. Страна начала получать алюминий с маркой ВАЗа.
П. Корчагин,
наш обществ. корр.
* Волховские огни. – 1975. – № 45. – С. 3.