«…БИЛИСЬ НА ЛАДОГЕ, БИЛИСЬ НА ВОЛХОВЕ»

 

Никогда не померкнет слава о тех, кто насмерть стоял, защищая Ленинград – колыбель пролетарской революции – от натиска гитлеровцев в Великую Отечественную войну. Не забыты ратные подвиги воинов, сражавшихся с врагом в Приладожье. Сейчас, когда близится 20-летие со дня разгрома фашистской Германии, мы вновь и вновь вспоминаем их славный путь. Сегодня редакция публикует отрывок из книги Г. Н. Караева, Ю. Н. Яблочкина и Т. И. Воробьева «По местам боевой славы» (Лениздат, 1962 г.).

 

У стен города Волхова фашистские полчища получили еще один сокрушительный удар. Враг рассчитывал захватить город и электростанцию, выйти к Ладожскому озеру и сорвать перевозки в Ленинград по «Дороге жизни».

            Наступавшие вдоль правого берега реки Волхов гитлеровцы заняли населенные пункты Вельца, Славково, Теребонижье и затем перерезали железную дорогу Волхов – Тихвин. Авангардные отряды противника находились в 30–40 километрах от побережья Ладожского озера. Гитлеровская авиация настойчиво бомбила город, стараясь вывести из строя электростанцию и железнодорожный мост.

            Оборону Волхова возглавил командующий 54-й армией Герой Советского Союза генерал-майор И. И. Федюнинский.  Он перевел с Синявинского на Волховское направление 3-ю гвардейскую стрелковую дивизию, 6-ю бригаду морской пехоты и танковые подразделения. На угрожаемый участок была выдвинута артиллерия, брошена авиация. Бойцы местного истребительного батальона и рабочего отряда дополнительно отрыли и оборудовали окопы и стрелковые ячейки на линии Волховский алюминиевый завод – деревня Вячково – деревня Бор.

Вечером 16 ноября в маленькую деревушку Вячково проникли фашистский танковый батальон и полк пехотинцев. Дружным огнем из пулеметов и винтовок волховские бойцы-истребители задержали гитлеровцев в деревне. Генерал Федюнинский приказал 1-й зенитной батарее политрука С. Г. Нефедова, которая обороняла железнодорожный мост и 6-ю ГЭС, срочно сняться и перейти к месту прорыва. Зенитчики заняли огневые позиции, опустили стволы пушек и меткими выстрелами прямой наводкой подбили два немецких танка. Враг не рискнул больше выйти из деревни.

 

Наутро в бой вступила авиация. Несколько часов 12 советских самолетов беспрерывно бомбили и обстреливали танки и пехоту противника в Вячково. Не успел закончиться авиационный штурм, как прямо с марша в атаку пошел батальон морской пехоты. Моряки ворвались в деревню. Они увидели десятки разбитых танков, множество убитых фашистов. Остатки немецкого отряда были отброшены к деревне Веретье. Дальше враг не прошел.

Гитлеровцы перебросили из Тихвина часть танковой дивизии и 21 ноября возобновили попытки захватить Волхов. Неделю шло ожесточенное сражение. В борьбу включились стрелковые части, подошедшие из района Синявино. Дивизия генерал-майора Н. А. Гагена, которой в Волхове вручили гвардейское знамя, сменила местный истребительный батальон на участке Шкурина Горка. Умело и отважно бились гвардейцы у деревни Морозово. Смелые контратаки моряков из 6-й бригады приводили в смятение гитлеровцев. Противник был измотан и обескровлен. Он перешел к обороне.

Перегруппировавшись в ходе оборонительных боев, защитники Волхова 26 ноября нанесли сильный удар по противнику и через трое суток отбросили его к югу от города и железной дороги. Фронт временно остановился у селений Морозово, Веретье, Бор, Сорокино. Центр тяжести боевых действий переместился к Войбокало.

 

В середине декабря перешли в наступление советские войска на соседних участках фронта. Они разгромили основные силы вражеских групп войск «Бекман» и «Тихвин» и тем создали опасность окружения для волховской группировки противника. Стоявшая у Волхова 3-я гвардейская дивизия освободила селения Морозово и Бор, а 310-я стрелковая дивизия – деревни Раменье и Лынна и соединилась с частями, наступавшими от Тихвина.

Вражеские силы, рвавшиеся к Волхову, были окончательно уничтожены. Советские бойцы освободили десятки населенных пунктов, захватили пленных и богатые трофеи. И сразу же военные железнодорожники принялись восстанавливать пути. Ранним утром 1 января 1942 года открылось сквозное движение поездов по линии Тихвин – Волхов – Войбокало. Ленинградцы получили хороший новогодний подарок. Пробег машин с продовольствием для Ленинграда сократился до 55 километров.

Возвратились в Волхов эшелоны с оборудованием электростанции. Несмотря на продолжавшиеся бомбежки, рабочие быстро смонтировали турбины с генераторами. По дну Ладожского озера проложили специальный электрокабель. И 23 сентября 1942 года осажденный Ленинград получил первый ток с Волховской ГЭС. «Он пришел к нам, он первый прорвал блокаду – волховстроевский ленинский свет, свет с «Большой земли», – писала ленинградская поэтесса О. Берггольц.

 

Потерпев неудачу у Волхова, гитлеровцы попытались пробиться к Ладоге на Волховском направлении. Им удалось после упорных боев захватить деревни Большая и Малая Влои, селения Падрила, Опсала и Овдакало. От Войбокало их отделяли считанные километры.

Вечером 25 ноября 1941 года два фашистских батальона и несколько танков атаковали село Шум, расположенное на древнем Архангельском тракте в километре от Войбокало. Удар принял на себя 447-й зенитный артиллерийский дивизион, прикрывавший станцию от налетов с воздуха. Зенитчики под командованием капитана Егорова выкатили орудия на открытые позиции, прямой наводкой расстреливая атаковавших гитлеровцев, и подбили четыре танка.

Десять дней у села Шум кипели бои. Фашисты бросали на штурм пехоту и танки, ввели в дело артиллерию и минометы, но вперед не продвинулись. На помощь зенитчикам подошли полки тяжелой артиллерии полковника Хитровского, майоров Волкова и Фастицкого. Заградительным огнем они окончательно остановили врага. Не удалась его попытка обойти Войбокало с востока.

Штаб 54-й армии, что стоял у деревни Колосарь, севернее Войбокало, накапливал силы для контрудара. С синявинского участка были переброшены стрелковые части и танки. Из Ораниенбаума через Ленинград прибыла 80-я стрелковая дивизия, сформированная из ополченцев Московской заставы.

 

В 10 часов утра 3 декабря советские войска перешли в наступление южнее Войбокало. Они вклинились в оборону противника и в течение нескольких дней блокировали немецкие гарнизоны в селениях Опсала, Овдакало, Торбино, Падрила и в совхозе «Красный Октябрь». Обходными маневрами, ударами во фланги и тыл врага действовали наступавшие подразделения. Продвигаясь по торфяным болотам и густым лесам, пехотинцы в сильные морозы совершали большие переходы и перехватывали пути подвоза и подхода вражеских резервов. Две советские дивизии нанесли 15 декабря удар по немецкому тылу южнее Тянегожского озера и продвинулись за два дня боев на 20 километров. Освободив Оломну, они вышли к Бабино.

Следом за этим 18 декабря началась ликвидация окруженных немецких гарнизонов под Войбокало. Полки 80-й дивизии освободили Опсала. Фашистов выбили из Овдакало, Тобино, территории совхоза. В ночь на 21 декабря морские пехотинцы офицера Синочкина вместе со стрелками 80-й дивизии освободили Падрила. Одновременно были заняты деревни Большая и Малая Влои. Выход наступавших частей на рубеж деревень Мамино – Сотово означал полный разгром войбокальской группировки врага.

1 января 1942 года в Войбокало прибыл первый поезд из Тихвина. Восстановилось железнодорожное сообщение. Станция стала перевалочным пунктом продовольствия, прибывавшего из глубинных областей страны.

По решению Государственного Комитета Обороны 3 февраля 1942 года началось строительство временной железной дороги Войбокало – Кобона – Коса. На стройку вышли тысячи трудящихся. При сильном морозе и непрекращавшихся метелях, под вражескими бомбежками они за одну неделю уложили 34 километра главных путей и соорудили четыре станции. С 10 февраля грузы для Ленинграда перевозились поездами прямо до берега Ладожского озера.

 

 

* Волховские огни. – 1965. – № 52. – С. 2-3.