КИСТЬЮ ХУДОЖНИКА

 

Совет ветеранов частей Управления перевозок Ленинградского фронта ведет работу по изучению истории и увековечению памяти Дороги жизни.

Большой интерес к ней проявляют ленинградские художники, преимущественно ветераны войны. Они решили создать галерею портретов участников ладожской эпопеи. Портреты экспонировались в Ленинградском доме офицеров. Мы приглашаем читателей совершить заочную экскурсию по выставке, постоянно пополняющейся к 30-летию Победы новыми работами.

* * *

Живописец И. И. Андреев в годы Великой Отечественной войны защищал Москву. В редкие минуты отдыха он пишет портреты своих однополчан, картины, посвященные боевым делам защитников столицы. С 1952 года Иван Иванович – заместитель директора художественного училища при институте имени Репина. Одновременно он ведет большую творческую работу, постоянно участвует в республиканских и ленинградских выставках. За последние два года художник создал несколько портретов ветеранов легендарной Дороги. Мы расскажем о двух из них.

 

 

 

П. А. Столяров

Петр Александрович Столяров, как и тысячи других тружеников прославленного Кировского завода, стал бойцом армии народного ополчения. После нескольких ранений его направили для прохождения дальнейшей службы на перевалочную базу № 6, которая находилась в Жихареве, а затем в Кобоне.

Огромны были сооружения перевалочных баз на волховской земле, склады, подъездные пути, четкая организация всех трудовых процессов, связанных с перевалочными операциями, хранением и переадресовкой грузов, предназначенных для фронта, флота и жителей Ленинграда.

В течение двух лет работал Петр Александрович на перевалочной базе, а потом были новые фронты и новые ранения.

Капитан Дмитрий Митрофанович Комиссаров прибыл на станцию Волховстрой в первых числах сентября 1941 года. Ему предстояло организовать разгрузку 65 вагонов с вооружением, стоявших на путях этой станции, и доставить его в Ленинград. Враг только что захватил станцию Мга, перерезав последнюю железную дорогу, соединявшую Ленинград со страной, а навигация на Ладоге еще не начиналась, и перегрузочные работы не были организованы.

   

 

Д. М. Комиссаров

 
   

К счастью, в эту трудную минуту на помощь капитану пришел секретарь Волховского райкома партии тов. Матвеев. Силами волховстроевских комсомольцев вооружение было перегружено на автомашины и доставлено в Новую Ладогу. Здесь на выручку пришли местные рыбаки. Они предложили доставить вооружение на своих баркасах в Осиновец.

Быстро была организована бригада грузчиков под руководством инженера целлюлозно-бумажного комбината Носова. Вереницы баркасов на буксире тральщиков Ладожской военной флотилии стали брать курс на Осиновец.

По существу этим было положено начало военной навигации по Ладожскому озеру.

Генерал-майор Д. М. Комиссаров недавно вышел в запас, но он, как и прежде, полон энергии, возглавляет совет ветеранов частей Управления перевозок. Было бы интересно узнать о судьбе тех, кто участвовал в разгрузке и транспортировке вооружения в Осиновец.

 

* * *

Заслуженный художник РСФСР Николай Сергеевич Кочуков в годы Великой Отечественной войны был помощником командира взвода автоматчиков. В составе 4-й гвардейской танковой бригады он прошел нелегкий путь от Дона до Праги. После войны многие годы Николай Сергеевич успешно работает в жанре портрета и монументальной скульптуры. Он участник ленинградских, республиканских и многих зарубежных выставок. Привлекает к себе внимание созданный им скульптурный портрет В. М. Виролайнена. 

   
 

 

В. М. Герасимов

   

За 1942 год на участке Волховстрой – Войбокало – Жихарево при общем протяжении участка в 41 километр было отремонтировано 77 километров путей, то есть весь участок был восстановлен почти дважды. 19 тысяч фугасных бомб фашистские летчики сбросили на Волховстрой, а эшелоны продолжали идти, и в этом огромная заслуга волховстроевских железнодорожников.

В конце февраля 1942 года поезда пошли до конечной станции – Коса. Тихий, пустынный берег озера ожил, оглашаясь гудками паровозов, покрылся складами, навесами, штабелями мешков с мукой, крупой, зерном. Теперь можно было приступить к решению давно назревшей проблемы – завозу угля в Ленинград. Для этой цели были организованы перевалочные базы в Кобоне, бухте Гольцмана и угольный склад в Волховстрое. Для транспортировки угля на западный берег озера была проложена специально угольная трасса ледовой дороги. Из Ярославля и Москвы для обслуживания ее прибыли двести тяжелых грузовиков с прицепами.

Только самоотверженный и хорошо организованный труд военных дорожников обеспечил высокую провозную способность ледовой дороги. На одном из самых ответственных ее участков зорко несли вахту воины-дорожники, которыми командовал офицер В. М. Герасимов.

Его портрет создал бывший танкист скульптор В. И. Астапов.

Осенью 1942 года страна начала отправлять в Ленинград вагоны картофеля, капусты и лука, но переправить их через штормящую Ладогу не всегда удавалось. Пришлось овощи заложить на временное хранение недалеко от Волховского моста. Эту работу под частыми бомбежками выполнили трудармейцы первого женского угольного батальона.

Портрет ветерана угольного батальона Р. Н. Генераловой создала художник Е. Е. Чулаки, портрет начальника угольной площадки орденоносца Е. Г. Зыковой – заслуженный деятель искусств ТАССР К. А. Ратницкий. Он же автор серии графических листов, на которых запечатлены воины – труженики Дороги жизни.

Инженеру Ленэнерго П. Д. Дмитриеву было поручено обеспечить бесперебойную работу линии связи на участке Лаврово – Остров – Зеленец. Много pаз в результате вражеских обстрелов и торошения льда линия рвалась, но связисты Дмитриева зорко несли службу и немедленно устраняли повреждения.

 

И. Д. Дмитриев

 

Комсомолка Мария Морозова явилась в Хвойнинский райвоенкомат, когда ей не было семнадцати лет, с просьбой отправить ее на фронт. Просьбу юной патриотки удовлетворили. Марии пришлось строить дорогу на участке Бор – Сухое, грузить баржи в Кобонском порту, регулировать движение на ледовой дороге. А когда случалась пурга или метель, она, встав на лыжи, указывала путь воинским колоннам, следовавшим на западный берег.

 

* * *

   

 

 

А. А. Успенский

   
   

 

И. Б. Егоров

 

Потомственный ленинградец – высококвалифицированный токарь Металлического завода Александр Алексеевич Успенский вместе с сотнями таких

же умельцев, составлявших золотой фонд ленинградской промышленности, был направлен в феврале 1942 года во 2-й рабочий батальон, специально сформированный для обслуживания перевалочных баз в Жихареве и Кобоне. Нелегко было ленинградцам, ослабленным дистрофией, осваивать тяжелый труд грузчика.

Именно солдаты рабочих батальонов перенесли на своих плечах по крайней мере три-четыре раза все те 1.870 тысяч тонн различных грузов, которые были доставлены Ленинграду и Ленинградскому фронту всеми видами транспорта.

Портрет А. А. Успенского создала художник Е. Е. Чулаки. Понятно, что образ этих героев привлек внимание многих ленинградских художников. Он особенно дорог участнику обороны Ленинграда художнику Г. Я. Розенблюму, создавшему интересную серию литографированных портретов. Среди них портреты однополчан Успенского – И. Б. Егорова и А. Е. Шипова. Он также создал портрет бывшего командира 301-й отдельной рабочей роты Н. К. Константинова.

 

* * *

 

 

Н. В. Синельников

   

Художник М. Я. Песин с первых дней войны стал красноармейцем 36-й отдельной запасной стрелковой бригады. Спустя некоторое время его назначили художником в редакцию газеты «Боевые резервы», которую издавал политотдел бригады. Михаил Яковлевич постоянно разъезжал по подразделениям бригады, стоявшим на различных участках Ленинградского фронта.

Особенно запомнилась ему длительная командировка в 389 запасной стрелковый полк, прикрывавший Дорогу жизни. От тех дней у него сохранились зарисовки фронтовых коммуникаций, портреты, опубликованные в газете. Эти реликвии навели художника на мысль создать серию литографированных портретов участников ладожской эпопеи.

В своих работах Михаил Яковлевич стремился показать типичных представителей поколения, для которого главным в жизни стала Великая Отечественная война.

 

 И. Н. Воротников

 
   
   

 

Н. В. Цветков

 
   

Николай Владимирович Синельников командовал взводом связи 64-го дорожно-эксплуатационного полка. 20 ноября 1941 года его взвод получил приказ протянуть линию связи от Коккарева до Кобоны. 22 ноября первая колонна автомашин вступила на ладожский лед. За рулем головной полуторки сидел шофер Андреев, на крыле медленно движущейся машины растянулся начальник штаба 389 автобатальона капитан Бирюкович. Одной рукой он слегка держался за телефонный провод, натянутый связистами Синельникова. В течение четырех суток этот провод был единственным ориентиром для транспорта, двигавшегося по ледовой дороге.

Весной 1942 года, когда появилась возможность накопить силы и средства, необходимые для прорыва блокады, подсчеты показали, что водными перевозками запасов горючего не создать. Тогда-то и была высказана удивительно простая и смелая идея – проложить трубопровод.

Эксплуатацию ладожского трубопровода взяло в свои руки специально созданное управление, начальником которого был назначен главный инженер Ленинградского управления Главнефтесбыта И. Н. Воротников. Эксплуатационники с честью справились с новым для них делом. Вместо трехсот тонн по проекту они перекачивали 435 тонн в сутки. В этом была немалая заслуга энергичного и опытного инженера-нефтяника Воротникова.

Портрет И. Н. Воротникова создал художник-живописец Д. И. Маевский. Портрет другого ветерана этого управления шофера аварийной летучки И. В. Цветкова создал художник М. Я. Песин.

Чтобы окончательно ликвидировать «энергетический кризис» в осажденном Ленинграде, было решено передать электрическую энергию Волховской гидроэлектростанции по дну Ладожского озера подобно тому, как по трубопроводу происходила передача горючего.

9 октября В. С. Чероков был назначен командующим Ладожской военной флотилией. Впоследствии главный диспетчер Северо-Западного речного пароходства Л. Г. Разин писал: «Приняв на себя руководство перевозками и работой портов Ладожского озера, В. С. Чероков навел такой порядок, который почти полностью исключал потери нашего флота».

Под командованием В. С. Черокова Ладожская военная флотилия вела активные боевые действия на озере. Корабли флотилии принимали участие в разгроме отряда десантных барж и катеров противника у острова Сухо, а в 1944 году – в ликвидации гитлеровских войск в Карелии.

Таким и остался в памяти ветеранов Дороги жизни этот требовательный начальник и в то же время обаятельный человек.

Его портрет создал молодой скульптор Н. П. Зиновьев.

В канун 30-летия великой Победы, рассказывая о портретной галерее ветеранов Дороги жизни, хотелось напомнить о славном историческом прошлом волховской земли, по которой проходила эта легендарная дорога.

 

                                                                      Ю. Ломан,  

заместитель председателя совета ветеранов

  частей управления перевозок Ленфронта.

 

 

* Волховские огни. – 1975. – № 36. – С. 4; № 37. – С. 4;

№ 38. – С. 4; № 40. – С. 4.