«КРАСНОЗНАМЕННАЯ ЛАДОЖСКАЯ»
Недавно в издательстве «Карелия» вышла книга З. Г. Русакова «Краснознаменная Ладожская». Автор ее – участник боев на Ладоге. В своей книге он рассказывает о том, как в ожесточенных боях летом 1941 года создавалась Ладожская военная флотилия, и о героическом боевом пути ее по защите Ленинграда, Южного Приладожья и Карелии.
По многочисленным просьбам наших читателей публикуем отрывки из новой книги.
ОЗЕРО-ФРОНТ
22 июня 1941 г. гитлеровские полчища напали на Советский Союз, а 29 июня 1941 года финская армия начала активные боевые действия на стороне фашистской Германии. Наступая на Карельском перешейке на Ленинград и на Олонецком перешейке к реке Свирь, враг охватил Ладожское озеро, превратив его в неизбежный театр военных действий.
Королевой среди озер называли Ладогу – самое большое в Европе и самое крупное из 50 тысяч озер, расположенных на территории Карелии. Ее pазмеры: в длину 208 километров и в ширину 139. Общая протяженность береговой черты озера составляет 1147 километров.
Hа Ладожском озере свыше 1000 различных по величине островов. Наиболее крупные из них Мантсинсаари, Лункулансаари, Baлаам, Путсаари, Кухка, Коневиц. Северная часть озера, где начались военные действия, территориально расположена в Карелии. Она характерна большими глубинами (до 225–233 метров), многочисленными островами, высокими сильно изрезанными скалистыми берегами, образующими узкие заливы. На побережье расположены крупные населенные пункты, такие как Лахденпохья, Сортавала, Питкяранта, Салми и Видлица.
Перед Великой Отечественной войной на Ладоге была флотилия, но она не представляла собой боевое соединение. Этo был учебный отряд, в состав которого входили в основном суда и катера военно-морских учебных заведений.
Базировались суда на острове Валаам, а штаб и тыловые органы – в порту Лахденпохья. Дивный Валаам за красоту своей могучей суровой природы монахи в свое время называли «обителью рая». И вот внезапно эту красоту нарушил вихрь войны.
Гитлеровское командование придавало большое значение Ладожскому озеру, как району боевых действий. Не случайно оно много раз упоминается на страницах документов под грифом «Совершенно секретно. Только для командования!». Так, в директиве № 21 плана «Барбаросса», подписанной Гитлером еще 18 декабря 1940 года, группе армий, наступавших из Восточной Пруссии, предписывалось: «...уничтожить силы противника в общем направлении на Ленинград», a основным силам финской армии «…наступлением западнее или по обеим сторонам Ладожского озера сковать как можно больше русских войск!». В помощь немцам финны сосредоточили в районе Карельского перешейка и севернее Ладожского озера около 14 дивизий.
С целью противодействия замыслам врага и оказания помощи войскам фронта приказом командования на Ладожском озере была в новом составе сформирована флотилия, боевая деятельность которой сыграла важную роль в ходе Великой Отечественной войны.
В июле 1941 года началось формирование Ладожской военной флотилии как боевого соединения. В ее состав вошли дивизион канонерских лодок, дивизион тральщиков, дивизион катерных тральщиков, группа кораблей специального назначения, две парусно-моторные шхуны, зенитные батареи, служба связи и др. В дальнейшем состав флотилии был усилен сторожевыми кораблями, бронекатерами, катерами типа «МО» («морскими охотниками» за подводными лодками), транспортами и даже подводными лодками, а также береговыми формированиями.
Поздней осенью 1941 года контр-адмирала Б. В. Хорошхина на посту командующего Ладожской флотилии, вплоть до ее расформирования, сменил капитан 1 ранга Виктор Сергеевич Чероков.
В то время, когда войска Карельского, Ленинградского, а затем и Волховского фронтов во взаимодействии с моряками Ладожской флотилии вели ожесточенные бои в Советской Карелии, Ленинградской области и на Ладожском озере, обстановка в южной части Ладожского озера и на подступах к Ленинграду чрезвычайно осложнилась.
29 августа противник захватил крупный железнодорожный узел, станцию Мга, перерезав последнюю железную дорогу, соединяющую Ленинград со страной. Еще неожиданней был выход немцев к Неве в районе Ивановских порогов. Днем 30 августа 1941 года в штабе фронта в Смольном по обычному телефону был услышан отчаянный девичий голос: «Немцы в районе Ивановских порогов вышли к Неве. Я комсомолка», – уверяла девушка в доказательство правдивости своих слов. К сожалению, сообщение соответствовало действительности. Посланные в этот район реки бронекатера были обстреляны с берега минометами противника.
8 сентября фашисты вышли на южный берег Ладожского озера и захватили у истоков Невы город Шлиссельбург. С этого дня Ленинград оказался блокированным с суши. Движение судов с Ладоги по Неве стало невозможным. С оставлением Шлиссельбурга была потеряна последняя линия проводной телефонно-телеграфной связи по подводному кабелю, проложенному через Неву. Связь с помощью радио не могла обеспечить твердое управление боевыми действиями войск и жизнью населения блокированного города со стороны Ставки Верховного Главнокомандования. Помимо атмосферных помех и глушения станциями противника, радиосвязь не обеспечивала надежной скрытности от подслушивания и расшифровки.
В это время по данным учета запасов продовольствия, проведенного по решению Военного Совета фронта на 6 сентября, муки в Ленинграде было всего только на 14 дней. А с учетом зерна, сухарей и других хлебных ресурсов, по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда продовольствием Д. В. Павлова, запасов хватило бы на 35 суток. Запасы горючего для Ленинградского фронта на начало сентября составляли: по авиабензину – на 10 дней, а по автобензину – на 7 дней. Таким образом, военная техника была под угрозой стать мертвой.
Блокированный Ленинград с его 3-миллионным населением был отрезан от страны.
«Обстановка для войск и жителей была настолько тяжелой, что кроме советских людей, никто бы ее, пожалуй, не выдержал. Дошло до того, что 9 сентября на совещании в Смольном рассматривался вопрос о мерах, которые следует провести в случае невозможности удержать Ленинград… Сейчас эти планы кажутся невероятными. А тогда? Тогда колыбель Октябрьской революции, город Ленинград, был в смертельной опасности.
«...Перед тем, как лететь в Ленинград, – вспоминает маршал Г. К. Жуков, вступивший 13 сентября 1941 года в командование Ленинградским фронтом, – Сталин не без тревоги говорил мне, что если Ленинград окажется потерянным, то у нас сложится очень трудная стратегическая обстановка. Тогда нам придется создавать новый фронт на Севере или, быть может, в районе Ярославля, и резервы, которые в ту пору готовились для обороны Москвы, будут израсходованы».
30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке в Ленинград продовольствия, горючего и различных военных грузов по Ладожскому озеру. 3 сентября 1941 года Военный Совет Ленинградского фронта, на основании этого решения, возложил на Ладожскую военную флотилию и Северо-Западное речное пароходство обеспечение перевозок грузов из Новой Ладоги и Волховстроя в Ленинград с основным перевалочным пунктом в Осиновце.
Южная часть озера, куда перебазировались корабли флотилии, является, в отличие от северной части, сравнительно мелководной, имеет низкие пологие берега, многочисленные отмели, банки и косы. Эта часть озера находится на территории Ленинградской области. Здесь расположены города и населенные пункты: Лодейное Поле, Свирица, Новая Ладога, Кобона, Петрокрепость (Шлиссельбург), Осиновец, Морье и Приозерск (Кексгольм).
В довоенное время грузовое судоходство в основном осуществлялось по Ладожским обходным каналам. Гитлеровцы прервали плавание по ним, захватив Шлиссельбург.
И тогда, 12 сентября 1941 года, по неизведанной трассе в открытом озере начал действовать водный путь, связавший блокированный Ленинград со страной. Это был единственный путь, от надежного действия которого зависела судьба города, фронта и флота.
В этот день к пустынному, не оборудованному причалами побережью озера у Осиновецкого маяка, куда подход судов всегда считался абсолютно невозможным, прибыл первый караван кораблей Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства, доставивший с Большой земли для Ленинграда первые 800 тонн муки...
…Темными осенними штормовыми ночами моряки вместе с армейскими связистами под носом у противника проложили по дну Ладоги кабели связи, без которой немыслима была оборона Ленинграда. В первое время действовало несколько кабелей полевого типа, не рассчитанных для использования под водой. Они беспрерывно выходили из строя. Связь нарушалась. Только в октябре под руководством опытного специалиста – флотского инженера-майора П. А. Анисимова – был проложен многожильный морской кабель, покрытый свинцовой оболочкой и стальной броней. Многоканальная связь штаба Ленинградского фронта с Генеральным штабом и блокированного города со всей страной стала надежной.
Первое время, когда начала действовать Ладожская водная коммуникация, не было еще достаточно надежной защиты судов от налетов вражеской авиации: многие суда не имели вооружения, наши истребители постоянно не патрулировали над трассой и портами...
И все же в первую навигацию, с 12 сентября по 1 декабря 1941 года, в Ленинград было доставлено 60 тысяч тонн различных грузов, главным образом, продовольствия. Людей было перевезено 38.496 человек.
С наступлением ледостава и с обострением обстановки фронте (оставление Тихвина и угроза потери Волховстроя) в октябре и ноябре 1941 года положение стало особенно напряженным.
В один из октябрьских дней А. А. Жданов вызвал члена Военного совета Балтийского флота вице-адмирала Н. К. Смирнова. Разговор шел о положении Ленинграда. «Самая неотложная сейчас задача, – говорил Жданов, – это доставка продовольствия для Ленинграда. Путь для этого единственный и крайне трудный – Ладожское озеро. Это наша «Дорога жизни». Моряки Ладожской флотилии должны знать, что ни капризы погоды, ни стрелы, ни бомбежки не должны срывать перевозки».
Возможно, именно в тот вечер впервые были произнесены слова «Дорога жизни». Впоследствии, особенно зимой, во время действия ледовой трассы, это символическое название Ладожской коммуникации приобрело широкую известность.
В середине ноября 1941 года для города и фронта наступил самый тяжелый период – междупутье: лед затруднял плавание судов и в то же время был недостаточно прочным для автомобильных перевозок.
Все же в неимоверно трудных условиях, вплоть до 29 ноября, отдельные суда флотилии пробивались с грузом в Осиновец. Не смотря на крайне неблагоприятные метеорологические условия и активные действия вражеской авиации, канонерские лодки, суда баржи, буксиры доставляли боеприпасы, продовольствие, медикаменты, бензин.
Министр торговли РСФСР Д. В. Павлов, бывший в 1941 году уполномоченным Государственного Комитета Обороны по продовольственному снабжению Ленинграда и Ленинградского фронта, автор широко известной книги «Ленинград в блокаде» в своем письме к ветеранам флотилии писал: «Ладожская флотилия сыграла исключительно важную роль в перевозках продовольствия, боеприпасов и других важнейших грузов для осажденных в самый критический период 1941 года… По долгу службы мне приходилось вести учет всех продовольственных грузов, поступавших в Ленинград, и знаю, как велико было для осажденных значение прибытия каждого судна в порт Осиновец».
Зима входила в свои права. Но еще задолго до того, когда начало замерзать Ладожское озеро, по решению Военного совета Ленинградского фронта, моряки-гидрографы разработали «План использования ледовых переправ на Ладожском озере». Всю подготовительную работу по гидрометеорологическому обеспечению будущей ледовой трассы Военный совет Ленинградского фронта возлагал на моряков-гидрографов. Им было поручено произвести первую ледовую разведку для решения вопроса о возможности прокладки трассы. Эту задачу 15-17 ноября 1941 года успешно выполнил отряд гидрографов Ладожской военной флотилии под командой лейтенанта Е. П. Чурова.
Дорожными частями Ленинградского фронта была проложена ледовая дорога, преобразованная впоследствии в участок Военно-автомобильной дороги № 102 (ВАД-102).
Военно-автомобильная дорога № 102 была ледовосухопутной трассой большой протяженности. В состав ее входило много автодорожных воинских частей Ленинградского фронта, склады, перевалочные базы, различные службы и огромное хозяйство. Дорогой командовал талантливый организатор, проявивший себя еще в период осенних перевозок через Ладогу по водной трассе, генерал А. М. Шилов, вместе с комиссаром, опытным политработником И. В. Шикиным.
Главным звеном этой цепи, душой и сердцем эпопеи, вошедшей в историю под названием «Дороги жизни», был ее ледовый участок. Этим скромным словом «участок» называлась вся часть дороги, проходившая непосредственно по льду Ладожского озера на всем протяжении от деревни Кобона на восточном берегу до деревни Кокарево на западном берегу Шлиссельбургской губы озера…
Но с открытием навигации на «Дороге жизни» вновь начала действовать водная трасса. Еще зимой, задолго до закрытия ледовой дороги, были проведены большие подготовительные работы для второй военной навигации на Ладоге. 22 мая из Осиновца в Кобону сквозь льды пробился буксирный пароход Балттехфлота «Гидротехник» под командой капитана Ф. М. Вялкова, которому помогал флагманский штурман Ладожской флотилии капитан-лейтенант Ю. П. Ковель. 24 мая под флагом начальника штаба флотилии капитана 1 ранга С. В. Кудрявцева канонерские лодки, тральщики и транспорт «Вилсанди» в крупнобитом льду совершили переход в Кобону. Так началось регулярное движение судов по линии Осиновец – Кобона, протяженностью 30 километров, названной «малой трассой» в отличие от «большой трассы» Осиновец – Новая Ладога, протяженностью 115 километров. По этой дороге 28 мая также прошел большой караван судов с грузом.
Эстафета перевозок от автомобилистов и дорожников снова вернулась к морякам Ладожской флотилии и водникам Северо-Западного пароходства.
Летопись подвигов, проявленных моряками в битве за Ленинград, неисчерпаема. Писатель Николай Тихонов утверждал:
«Ленинград знал хорошо, кому он обязан каждым мешком муки, каждым кулем сахара, каждым ящиком крупы. Ленинград знал, что есть преданные и храбрые дети Родины, которые не выдадут, которые не подведут, которые найдутся в самых трудных обстоятельствах, которых ничем не запугаешь. Это моряки Ладожской флотилии».
Перевозки во вторую военную навигацию значительно превзошли все сделанные по воде и по льду ранее. За навигацию 1942 года в Ленинград было доставлено 780 тысяч тонн различных грузов, в том числе 352 тысячи тонн продовольствия. Из Ленинграда было эвакуировано около 540 тысяч человек (в том числе раненых и больных военнослужащих). Вывезено 293 тысячи тонн промышленного оборудования и различного имущества. Кроме того, на западный берег озера паромы перевезли 1.099 груженых вагонов и платформ и 208 автомашин с грузом. Всего грузов в обоих направлениях было перевезено свыше 1 миллиона тонн.
Особое место занимала перевозка войск. За навигацию в Ленинград было доставлено пополнение для фронта в количестве 370 тысяч человек. Спустя 10 дней после того, как 5 декабря 1942 года корабли были уже расставлены по дислокации на зимовку для ремонта, военный совет фронта приказал перевезти крупные резервы войск и снабжения в Ленинград для прорыва блокады. Пробиваясь сквозь льды, моряки Ладожской флотилии это задание выполнили ко 2 января 1943 года. В Ленинград было доставлено 36 тысяч войск фронту, 1 тысяча человек флоту и 1.343 тонны военных грузов.
Только 13 января 1943 года, на второй день после того, как войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление по прорыву блокады, закончилась вторая военная навигация на легендарной «Дороге жизни».
Подлинно историческую и необычайно важную стратегическую роль сыграла она в битве за Ленинград. Перевозки в навигацию 1942 года обеспечили накопление сил и средств для операции по прорыву блокады.
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение заданий правительства по снабжению города Ленинграда и Ленинградского фронта многие воины Ленинградского фронта, моряки Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, водники Северо-Западного пароходства, трудящиеся города Ленина и Ленинградской области были награждены орденами и медалями.
В своей речи, произнесенной 24 июля 1965 года в городе Балтийске при вручении Краснознаменному Балтийскому флоту второго ордена Красного Знамени, А. Н. Косыгин сказал: «Много сделали моряки и для того, чтобы в неимоверно трудных условиях наладить связь осажденного города со страной, чтобы жила и действовала проходящая через Ладогу «Дорога жизни», как ее тогда называли ленинградцы».
З. Г. Русаков.
* Волховские огни. – 1971. – № 97. – С. 4; № 98. – С. 4; № 99. – С. 4;
№ 101. – С. 4; № 102. – С. 4.