В  НЕБЕ  НАД  ВОЛХОВОМ

 

Николай рос веселым, непоседливым мальчишкой, был горазд на выдумки. В смелости и решительности из сверстников с ним мало кто мог сравниться. Мать, Елизавета Андреевна, – женщина волевая, энергичная, рано овдовела (муж, Андриан Афанасьевич, умер в 1917 году от ран, полученных на германском фронте). Сама поднимала хозяйство и растила троих детей. Когда в Поповке организовался колхоз, одной из первых подала заявление. Потом вступила в партию, стала первой в округе женщиной – председателем колхоза. Характером Николай, видно, пошел в мать, рос упорным и отчаянным.

Поповка стояла в живописном месте. С одной стороны – Волга, с другой – речушка Шача, а кругом плотной стеной поднимался хвойный лес. Отсюда несколько лет подряд Николай ежедневно бегал в школу-семилетку в районное село Красное в семи километрах от дома, на левом берегу Волги. Другие мальчишки, испугавшись крепких морозов да весеннего распутья, бросали учебу. А он упорно дошел до конца. Однажды, рискуя жизнью, вытащил из воды братишку Савву, когда тот, катаясь на коньках по волжскому льду, угодил в полынью.

Закалка пригодилась позже, когда по окончании Костромского землеустроительного техникума Николай Зеленов стал работать землемером на Украине. В 1934 году кулацкие сынки покушались на его жизнь. Набросились поздним вечером втроем, рассчитывая легко расправиться с приезжим землемером. Но Николай смело вступил в схватку. Домой вернулся с ножевой раной, но победителем.

Жена Николая, Екатерина Семеновна, вспоминала, как они встретились. Это было за несколько лет до начала войны в селе Яковлевском под Костромой. Курсант Ворошиловградского училища летчиков Николай Зеленов приехал в отпуск в родную Поповку. Сестра его Елена жила в двенадцати километрах, в селе Яковлевском. Ежедневно, чтобы встретиться с Катей, Николай бегал к сестре.

Вскоре они поженились. С тех пор Катя Зеленова потеряла покой. Она знала, что муж влюблен в летную профессию, отважен и храбр, старается во всем походить на прославленных истребителей того времени Валерия Чкалова, Анатолия Серова. Осенью 1937 года Николай успешно окончил летную школу, получил назначение сразу на должность командира звена в истребительный авиаполк Ленинградского военного округа.

Эвакуированная с малышом-сынишкой из осажденного Ленинграда в Куйбышевскую область, Екатерина Семеновна знала, что Николай с первого дня войны дерется в воздухе, защищая Ленинград и единственный путь, связывающий его со страной, – Дорогу жизни. В письме Николай дал понять, что он там.

Первая звездочка на борту самолета И-16 Николая  Зеленова, отметившая его первую победу, появилась 12 октября 1941 года после боя у Новой Ладоги. Весной 1942 года на его «ишачке» было уже несколько таких звездочек.

Когда началась война, советские летчики увидели, что наши старые самолеты значительно уступают немецким в скорости, вооружении и оборудовании. В воздушном бою фашистские самолеты были недосягаемы, при желании они спокойно уходили от атак наших истребителей. А перевооружение только начиналось.

Нужно было научиться уничтожать врага в неравных условиях. Испытывая горечь и досаду, летчики упорно думали о тактике воздушного боя. И выход был найден. Не хватает скорости – значит, при перехвате надо иметь преимущество в высоте, дождаться врага и камнем обрушиться на него сверху.

С применением такой тактики воздушного боя счет сбитых самолетов противника стал возрастать. В районе болота Малуксинский мох старший лейтенант Н. Зеленов сбил скоростной немецкий истребитель, у Виняголово подстерег и вогнал в землю разведчик «хейнкель-126». Несколько фашистских самолетов было сбито им в групповых боях.

В одном из боев, когда шестерка ведомых Зеленовым истребителей прикрывала войска 54-й армии, Николай был дважды ранен в руку и ногу. Тогда советские летчики решительно атаковали девятку вражеских бомбардировщиков Ю-88, сопровождаемых четырьмя истребителями Me-109. В то время, как пара наших самолетов связала боем «мессеры», Зеленов с остальными атаковал бомбардировщики и не позволил им бомбить наши войска. Превозмогая сильную боль в простреленной руке и ноге, Николай привел группу домой и благополучно совершил посадку.

В канун первомайского праздника 30 апреля 1942 года немецкая авиация совершила очередную попытку разрушить железнодорожный мост через Волхов и вывести из строя Волховскую ГЭС, снабжавшую Ленинград электроэнергией. Через мост в город шли железнодорожные составы из тыла к Ладожскому озеру, а затем через озеро в осажденный Ленинград. Вражеские бомбардировщики следовали к Волховстрою несколькими группами, эшелон за эшелоном. Звено Зеленова, набрав максимальную высоту, в заданной зоне ожидало противника. Вскоре на встречном курсе показались силуэты немецких бомбардировщиков.

– Лобовая атака всем звеном! – приказал Николай и первым ринулся на врага.

Атака была настолько внезапной и энергичной, что строй вражеских самолетов рассыпался. Зеленову с первого захода удалось зажечь ведущего первой шестерки «юнкерсов», и тот, объятый пламенем, рухнул на землю возле деревни Гороховец. Второго сразил лейтенант Горбачевский. Еще один бомбардировщик подбил Солодков. Развернувшись после атаки, Зеленов оказался в хвосте «юнкерса» и добил его. Быстро освободившись от бомб, остальные «юнкерсы» повернули обратно.

Но бой за Волховстрой еще не был окончен. Вдали показалась еще одна группа бомбардировщиков. И она в составе пяти «юнкерсов» под прикрытием двух истребителей «хейнкель-113» была рассеяна и не допущена к Волховстрою. В этом бою Зеленов сбил одного из двух «хейнкелей», а его ведомые – второго. Бомбардировщики, оставшись без истребителей, поспешно повернули в свое расположение.

Советские истребители без потерь вернулись на свой аэродром.

– Отлично поработали! – сказал командир полка подполковник А. А. Матвеев, выслушав рапорт Зеленова. – В канун Первомая – замечательный подарок Родине.

– Служим Советскому Союзу!

С каждым новым вылетом рос боевой счет Николая Зеленова, росла слава летчика-истребителя. К двадцатилетию Великого Октября механик нарисовал на борту его истребителя двенадцатую звездочку. Тогда же, в ноябре 1942 года, 154-й истребительный авиаполк был переименован в 29-й гвардейский. А 10 февраля 1943 года гвардии старшему лейтенанту Н. А. Зеленову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Впереди были новые бои: при прорыве блокады Ленинграда, за освобождение Эстонии, Карельского перешейка. Боевой счет командира эскадрильи гвардии капитана Николая Зеленова достиг 24-х лично сбитых вражеских самолетов помимо девяти, уничтоженных в группе.

В последнем письме жене от 25 июня 1944 года он писал: «Война идет к концу, и скоро начнется нормальная жизнь, Катюша...» А через три дня при выполнении очередного боевого задания в районе Выборга Николай Зеленов погиб.

Оборвалась короткая, но яркая жизнь героя, имя которого приказом Министра обороны СССР от 4 мая 1967 года навечно зачислено в списки Н-ского гвардейского авиаполка.

Он похоронен на Шуваловском кладбище в Ленинграде. За боевые заслуги был награжден орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны I-й степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда».

 

А. Зайцев,

генерал-майор авиации запаса,

 профессор Военно-воздушной академии

имени Ю. А. Гагарина.

 

 

* Волховские огни. – 1988. – № 162. – С. 3.