Главная страница сайта "Зеленый Хутор"

Будогощь, Приволховье (жители, природа, история и т.п.)

Писатель Г. А. Мурашев (по разрешению автора выложены некоторые книги; адрес для связи)

Гостевая книга (сначала только я вижу письмо, потом делаю его видимым всем, если автор разрешил)

Политические события, касающиеся нас всех

 

 

СЕЛЬСКИЕ ПРОМЫСЛЫ

последнее обновление   09.04.2012    19:50

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Постройка домов, сараев, заборов, вязка плотов  [ 04.11.2011 ] 

Мельницы водяные и ветряные [09.04.2012]

Сидка дегтя и выгонка смолы

Выварка поташа

Соледобыча и солеварение

Сельская металлургия на основе болотного железа

Заготовка и сплав бревен, дрова для города [26.12.2011]

Заготовка ягод  и грибов

Варка пива

 


Предисловие

  • Мы не задумываемся над этим, а ведь слово "промысел" (а вслед за ним и "промышленность") - производное от слов "мысль, размышлять". На Руси до появления слова "инженер" использовался его точный русский аналог - "розмысел" (ударение на О). Поэтому "сельские промыслы" это то, что требовало мастерства, умения, догадки, мысли, знания, мастерства, а современным языком - инженерных навыков.
  • Будогощь и будогощский край миновала эпоха перехода сельских ремесел в фабричное производство, описанная Н.Н. Златовратским в "Городе рабочих" в 1910 году [ссылка]
  • В статье Перетца 1894 года указано, что хлебопашество в Будогощи не могло прокормить крестьян и потому многие уходили на отхожие промыслы, в частности, на заготовку леса. В советское время этот край развивался именно как край лесозаготовок (центр- посёлок Пчёвжа). Об этом можно посмотреть на сайтах parovoz.com и т.п. (см. главную страницу). В XIX веке эта особенность быта будогощских крестьян роднила иего с бытом староверов реки Керженец. Поэтому из очерка Потехина 1859 года (см. ниже) мы можем составить приблизительное представление о труде будогощских крестьян на лесозаготовках в XIX веке.
  • Городские жители, приученные к изобилию промышленных товаров, не ценят сельские промыслы, не понимают, сколь высокого мастерства, опыта скольких поколений они требуют. Так, чтобы стать хорошим печником, ученик ходил со своим учителем по деревеням 12 лет! Только после такого срока обучения старый мастер торжественно вручал ученику инструмент и нарекал его самостоятельным мастером. Печник не хуже профессора - теплотехника должен знать, как каждый кирпич в печке овевается раскаленным газом. Слишком горячо - плохо, дрова греют атмосферу. Не горячо - тоже плохо, в трубе осаждаются смола и копоть, которые могут вызвать пожар. Печка должна греть много комнат, не дымить, не давать угар, держать тепло, не зависеть от ветра, не выбрасывать из трубы сноп искр. Это же целое искусство!
         В дореволюционной и частично предвоенной России сельские ремёсла были очень развиты. Зимой, после уборки урожая, каждый занимался своим ремеслом. Кто - гончарил, кто - коврики ткал, кто - пиво варил, кто - инструмент делал, кто - валенки валял, кто - полушубки шил, сапоги тачал, телеги мастерил и т.д.
         Старшие мои друзья, умудрённые жизнью, говорили мне, что сильнейший удар по сельским ремеслам в России нанесла Великая отечественная война, выкосившая крестьян - умельцев.
         Довершила удар по сельским промыслам промышленность, требовавшая от крестьян одних лишь продуктов питания и дававшая взамен все необходимое. Сельское хозяйство стало несамостоятельным и в 1990-х было целенаправленно приведено к полному упадку "реформами" по сценариям МВФ США, этих всепланетных экономических убийц (по выражению Дж. Перкинса, предавшего гласности действия МВФ по порабощению других стран в книге "Исповедь экономического убийцы" [ссылка на книгу] ).

Постройка домов, сараев, заборов, вязка плотов

  • А.В. Козлов 04.11.2011 по тлф. 18:30

- Ты спрашиваешь какие у нас в Боровике избы были? Обыкновенные, пятистенки, крыши двускатные. Да, правильно говоришь, крыша была единой и для жилого дома и для двора. Нет, светёлок не делали. Двухэтажных изб у нас тоже не было.

- Как крепили стропила к срубу? Нет, гвоздя длинного для крепления стропил к срубу у нас не использовали. Наверху сруба клали бревно подлиннее - подстропильник. В его выступающих за сруб концах делали паз, ямку. А в бревне - стропиле на конце вытесывали зуб. Этот зуб и входил в паз. Пять -шесть пар стропил всего ставили. Их стягивали горизонтальными поребринами. А уж на поребрины клали опалубку, то есть кровлю.

- Из чего делали кровлю? - Из досок. Доски толщиной миллиметров 25 - 30 пилили сами. Вкатывали бревно на высокие козлы, один человек сверху по бревну идет пилу вверх тянет, другой снизу идет, вниз возвращает. Толще 20 - 25 см бревна на доски не пилили. Чтобы ровно было, использовали шпагат черненый (тоже самодельный, всё самодельное было). Чернили его головешкой осиновой, чурбачок такой с ручкой на костре обжигали. Натягивали шпагат поверх бревна, оттягивали, отпускали, - щёлк! Вот и отметина на бревне, по которой верхний рабочий пилу ведет. Доски пилили из смолистых деревьев - ели, сосны. Валили их зимой, корили весной, давали отсмолиться. Крыша из таких досок служила лет 30. Клали их вперекрышку, по-польски. Одна доска (сверху от конька вниз), сантиметров через 15 - следующая. А третья на них вперекрышку. Чтобы вода в щели между досок не бежала, на досках - дорожки (канавки) дорожили (вырезали) специальным рубанком. Дорожина (канавка) получалась шириной миллиметров 18 - 20 и глубиной миллиметра 3. А если уж совсем непроницаемую крышу сделать хотели, - весной с берез, намеченных к спилу, отдирали бересту - полотно до метра высотой. Весной, когда соки идут, кора легко отделяется. Вот эту кору клали под тёс, под доски. Совсем непроницаемая крыша получалась. А крышу сараев крыли еловой корой.

- Из каких деревьев сруб ставили? Из сосны, сваленной зимой, в мороз. А сараи на покосах ставили из осины. Если её зимой свалить, весной окорить, дать отсмолиться - она сто лет прослужит, не сгниет. Мне дедушка говорил, учил меня: "вересовый кол, осиновая жердь и еловая вязка, - плетень сто лет простоит".

- Как делали еловую вязку? Елочку метра полтора, толщиной 20 - 25 мм, зимой валим, ствол весной вымачиваем в ручье. И вымоченный ствол с вершинки ножиком колем на две половинки. С комля не получится. Ломаться будет. Надо с вершины. Пополам. Потом еще пополам. Так можно тонкие плети получить. И потом вязать ими, как веревками. Да, правильно говоришь, в старину так плоты вязали, чтобы доставить дрова в Петербург. Да и недавно сравнительно, в 1955 году тетя Ганя Дудкина купила домик в деревне Дерева, разобрала его, сплотила его в реку Оскуй, вязки вязала еловые, и приплыла к Киришам. Там домик поставила и жила до конца дней своих. Сама все делала. Муж-то у нее в Великую Отечественную погиб.

- Кто в деревне Боровик [Боровое] жил? Пять домов у нас было, пять семей. Потом три хуторских семьи к нам тоже переселились. Вот и весь был колхоз. В семьях было детей по два - три, вот только у Дудкиных было семеро детей.

Вот жители довоенной деревни Боровое [колхоз Боровик]:
Яковлев Семен Яковлевич - дочь Настя умерла еще до войны, сын Александр в Великую отечественную погиб [но род не пресекся, я не успел записать имена  - mr.xxi];
Замысловы три брата;
Кузнецов Федор Иванович (одна дочь);
Дудкин Тимофей Петрович (сыновья Павел - без вести пропал на фронте, Дмитрий, Василий, Николай, дочери Шура, Лиза, Вера).
ну и Козловы, мы то есть;
Козлова Петра Федоровича дочь в Петербурге живет, в Колпино, Угланова у нее фамилия.
[
22.04.2012] в гостевой книге появилось дополнение этого списка от Елены, - см. раздел "Люди", и уточнение: "Боровик" - это название колхоза, деревня называлась Боровая (или Боровое)

 

Мельницы водяные

  • 09.04.2012 На карте 1942 года [ссылка] мельница обозначена в Будогощи на реке Пчёвже ниже современного автомобильного моста [ссылка на карту]. По карте видно, что до войны мельница была и на Ингори южнее Васильково (и, вероятно, её плотина создавала разлив Ингорь, весьма большой по площади). В Клинково было несколько мельниц.
    Думаю, что все эти мельницы были деревянными. Вероятно, они были чем-то похожи на эту фото1, фото2, фото3
  • 09.04.2012 Схемы ветряной и водяной мельниц нашлись в 3 и 4 томах   Технической Энциклопедии 1929 - 1930 гг. Цитирую оттуда тексты описаний и воспроизвожу картинки 45 и 75 кб gif.

       ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА, [схема] мельница, оборудованная обычно только жерновыми поставами небольшой производительности и приводимая в движение ветряным двигателем. В. м. состоит из небольшого здания, в центре которого проходит вертикальный вал, верхним концом соединяющийся посредством двух конич. зубчатых колес с валом ветряного двигателя, а нижним концом приводящий в действие жерновые поставы. Двигателем В. м. служат 4—6 крыльев, насаженных на вал, наклонен, к горизонту под углом ок. 10°. Различают В. м. двух видовнемецкие и голландские. Немецк. В. м. характеризуются тем, что для расположения плоскости крыльев перпендикулярно к направлению ветра вал и крылья ветряного двигателя вращаются вместе со зданием мельницы; такие мельницы называются также козловыми , т. к. все здание располагается на особых козлах с одной осью вращения по середине. Голландск. В. м., называемые также шатровыми, отличаются от немецких тем, что поворачивание вала и крыльев достигается перемещением на особых катках верхнего шатра мельницы, при чем здание остается неподвижным.
        В. м., обладая такими качествами, как дешевизна и простота устройства, а также дешевизна эксплоатации, страдают и многими
    недостатками, при чем главный из них кроется в неравномерности ветра: при отсутствии его мельница должна стоять; при слабом ветре бегун вращается медленно, и зерно плохо дробится; при сильном — бегун вращается слишком быстро, и мука перегревается.
       Что
    касается мощности двигателей В. м., то о ней можно судить по следующим данным: двигатель голланд. мельницы на 4 постава развивает ок. 20 л.с. и работает с кпд около 0,5—0,6; мельница немецкого типа, устанавливаемая на козлах и поворачивающаяся на вертикальной оси, д. б. легче, а потому имеет обычно один-два постава и двигатель ее развивает мощность от 5 до 10 л.с. с кпд около 0,4—0,5. На фиг. представлена В. м., приводимая в действие ветряным двигателем (см.) современного типа, вращающим вал а, на конце которого насажена конич. шестерня б, сцепляющаяся с другой такой же шестерней г на горизонтальном валу д. Зерно загружается в постав В, и продукт размола из последнего винтом Е подается к самотаске Д, которая поднимает его во второй этаж мельницы; из самотаски по течке к продукт поступает в бурат Г, где он просевается, и мука выходит по течке л, а отруби — по течке м.
      
    В. Прокофьев.

       ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА, [схема] мельница, приводимая в движение водяным двигателем. В. м. бывают самых разнообразных размеров — от небольших крестьянских, с одним-двумя жерновыми поставами, до крупных товарных мельниц большой производительности. (В. м. простейшего типа, приспособленная специально для работы весной при высоком уровне воды в реке, называется вешняк). В. м. является самым старым типом мельниц, т. к. водяной энергией, как более доступной, начали пользоваться раньше, чем ветром. Преимущества В. м. перед ветряной—в постоянстве и неизменяемости воды как двигателя, что дает возможность рассчитать годовую производительность. Силовая установка В. м. состоит из двух главных частей: из собственно водяного двигателя, в котором происходит отдача водой полезной работы, и из устройств для накопления, подвода и отвода воды (плотина, кауз и пр.). Наиболее распространенным в небольших В. м. двигателем является водяное колесо, наиболее же совершенным, применяемым на более мощных мельницах,—водяная турбина.
       С течением времени мельницы с водяными колесами все более и более вытеснялись мельницами с тепловыми двигателями,
    которые, не будучи связаны, как первые, территориально с источником воды, могли строиться вблизи ж.-д. линий. При наличии больших количеств воды продолжали строить мельницы с водяными турбинами, которые в настоящее время часто представляют 5—6-этажные здания, оборудованные по последнему слову мельничной техники, и успешно конкурируют с мельницами, работающими от тепловых двигателей, благодаря отсутствию расходов на топливо.
       На фиг. представлена мельница сельского
    типа с наиболее совершенным водяным двигателем—водяной турбиной А со всасывающей трубой Б и вертикальным валом а, на котором насажена конич. шестерня б, сцепляющаяся с другой такой же шестерней г на горизонтальном валу д; в — верхний уровень воды; н—нижний уровень воды.
        Зерно загружается в размалывающий аппарат В, и
    продукт размола из последнего винтом Е подается к самотаске Д, которая поднимает его во второй этаж мельницы; из самотаски по течке к продукт поступает в бурат Г, где он просеивается, и мука выходит по течке Л, а отруби—по течке М
       
    В.Прокофьев.

    Я ничего не понял про "всасывающую трубу", расположенную ниже горизонтально расположенного колеса турбины. А вид чугунных шестерен и валов такой мельницы мне попался в интернете на фотографиях: "Заброшенные водяные мельницы 19 века. (село Чубинцы, Киевская обл. Сквирский р-н, Украина)" [ссылка] Предполагаю, что мельница в деревне Порог была примерно такого типа (уж если на основе ее плотины потом поставили колхозную ГЭС с турбиной, дававшую электричество даже в Будогощь)

  • Судя по тексту статьи Перетца 1894 года (легенда о том, как мужика около плотины водяной зимой чуть под лёд не затащил), в Будогощи была плотина, а значит и мельница. Место указано - Кривой омут. Сохранилось ли это название? - Вряд ли. Изгиб Пчёвжи наиболее значителен после плотины ГЭС. Другого места для Кривого омута я не могу предположить, надеюсь на читателей - будогощан.
        На карте 1930-х годов [карта O36-IX 1933 г.(?) ссылка 1,8 Мб;  сборный лист карт
    фрагмент Будогощь - Шарья - Тальцы 380 кб] около впадения ручьев в реки видны надписи мук. и значок, напоминающий мельничное колесо с лопатками. Это, видимо, указание на мукомольни.Особенно их много на Шарье. На Пчёвже их гораздо меньше, что указывает на меньшую заселённость края. Но зато среди них есть такие, которые построены прямо на реке, а не на впадающем в нее ручье. Это, прежде всего, мельница в Пороге и ниже Хотиц (ниже впадения Пожупинки).
         Следующий вверх по Пчёвже символ мельницы - в Будогощи, там, где сейчас плотина бывшей ГЭС (построенной в 1954 - 1955 гг.). Символ мельницы перегораживает реку. Но без надписи мук. Чуть ниже по течению в Пчёвжу с юга впадает значительный ручей, берущий начало южнее железной дороги. Видимо, от этого ручья до сих пор остается овраг (рядом с плотиной, чуть ниже по течению), но верхнее течение ручья (проходившее под ж.д) - ликвидировано. Видимо, это тот самый ручей, который окаймляет Красиху (поле) с запада большой буквой Ш.
         Интересно отметить, что надпись Крп. (кирпичный завод) - на правом берегу. Следующее мук. - в Среднем Селе, на речке, впадающей в Пчёвжу с юга.
  • Фотографии 1982 года остатков плотины Порогской ГЭС (она, видимо, построена на месте мельницы) и прямо-таки монументальные остатки мельницы около Сологубовки (в верховьях Мги) нам из Кириш прислал А. Тимофеев (см. раздел фотографий на странице "Будогощь").
  • А здесь я даю ссылки на рисунки и описания устройства мельниц и фото ГЭС
    Мельница ветряная и водяная,
    Водяные мельницы села Имстичево,
    Новгородчина - страна див (Киришский клуб автотуристов), деталь,
    Историко - природный комплекс Пороги (Урал, Сатка) - памятник индустриального наследия,
    фото ГЭС примерно Будогощского уровня (для сравнения),
    ГЭС по-деревенски (пейзаж)
    Мельница недалеко от г. Луги (фото Лужского уезда 1902 - 1916 гг., фотограф Прокудин - Горский на сайте С.О. Прохорова)

Сидка дегтя и выгонка смолы

  • 18.10.2009 по тлф. в ответ на мой вопрос, не был ли в старые времена распространен какой-либо  лесной промысел (сидка дегтя, варка поташа и т.п.), А.В. Козлов мне рассказал следующее (передаю своими словами):
    "Моего дедушку звали Фёдор Тимофеевич, фамилия ему была - Пономарёв. Крестьянин. Он меня многому научил. Жили мы на хуторе и потому все должны были делать сами. Дедушка сам кожи обрабатывал, сапоги для семьи тачал, полушубки шил.  Сам лошадь подковать должен был, некому более это делать было. Сам плотничал, сам столярил. Вся мебель в семье  была самодельная. Печку сам клал. Сбрую коню сам справлял. Борона деревянная - самодельная. Соха- тоже. Сошничок на сохе - либо из вереса [местное название туи] либо из кусочка железа величиной с совочек. Все делали из дерева. Железа было очень мало. Деготь тоже сам добывал. Из бересты. Сухой перегонкой в закрытом чугуне. Этого хватало для нужд семьи. В больших количествах деготь вырабатывали в Капустино. Может,  и на продажу. Но в промышленных масштабах - такого никогда в наших краях не слышал".  
  • Михаил Наймарк. Опыт получения смолы традиционным способом в смолокуренной яме. - Альманах «Соловецкое море». № 4. 2005 г. // СОЛОВКИ.ИНФО [ссылка 30.08.2009] - Приведены схемы смолокуренных ям и бочек, описание процесса и расчет его трудоемкости. Вот две схемы устройства смолокуренной ямы из этой статьи:

    dyogot.jpg (38409 bytes) dyogot2.jpg (33595 bytes)

    После знакомства со статьей Наймарка становится понятным смысл слова "сидка": деготь в раскаленной яме осаждается (садится) вниз по поленьям в бочку. Сидка дегтя может дать не только деготь, но и высококачественный уголь для выплавки железа. (В статье про Саткинкий завод - см. ссылку ниже, - прямо сказано, что рабочие промышляли поставкой угля на оружейный завод, производимого в дегтярных ямах). В указанных в этом разделе статьях написано, что сырьем служили старые сосновые пни, так называемое "смольё". Такие пни, оказывается,   за несколько лет после того, как сосну спилили, накапливают много смолы. Корчевать эти пни, а затем колоть на чурки, - очень тяжелая работа. Поэтому ямы делают там, где есть сырье. Ясно также, что яма первой (слева) конструкции по сути  - одноразовая.  Когда смолье в данном месте леса израсходовано, нужно переходить в другое место и делать яму там, чтобы не таскать чурки к ней. А вот яма второй конструкции рассчитана на многократное применение. Для нее нужен откос. Наиболее часто удобные откосы - берега рек. Поэтому теперь я не буду бездумно глядеть на старую, заросшую кустарником воронку - яму на берегу реки, а постараюсь понять, не вижу ли я остатки старой дегтярной ямы.

    По сообщению будогощанки А.М. Смирновой, семья ее соседей в Лесном носит фамилию Дегтярёвы, происходящую от профессии их предка в Гремячево, зарабатывавшего сидкой дегтя.

    В связи с этим моё предположение о происхождении топонимов Будогощь, Будково Сельцо, Бидогощь от будного промысла кажется мне еще более правдоподобным. Эту веру укрепляют также и слова Перетца и Дуйсбурга [см. здесь] о распространенности в Будогощи отхожих промыслов в конце XIX - начале XX вв.

    В связи с этим мы должны также исследовать происхождение названия села Смолино (на Шарье).  

  • Виды дегтя. - DomRemStroy.Ru //  [ссылка  30.08.2009]
  • Самая короткая заметка: "Дегтярня" - сайт Экологическая тропа "Припышминский бор"// [ссылка 30.08.2009]
  • [15.07.2010] В статье Ярослава Кеслера "Алкогольная революция как цивилизационное событие" [ссылка] посмотрите раздел "Бочка дёгтя для традиционной истории" - там не только про дёготь, но и из лингвистики есть интересные сведения

Выварка поташа

  • Наиоболее информативный текст о сельском (лесном) производстве поташа, который мне удалось найти, относится к Башкирии [ссылка].                        

    [Цитирую]
         В конце XVIII - первой половине XIX в. среди русских феодалов, купцов, а также башкир, тептярей, мишарей и татар получило определенное распространение поташное производство, относящееся к химической промышленности. Поташ (углекислый калий К2СО3) получался выщелачиванием древесной золы, выпариванием щелока и последующим прокаливанием остатка в горшках; отсюда название поташ (голландское potas от pot - горшок и as - зола). Поташ широко применялся при изготовлении ценных сортов стекла, красок, выделке кож, производстве сукна, белении тканей и т. д. Для мыловаренного производства шли поташные растворы из так называемого шадрика (прокаленная зола), выщелоченного горячей водой.
         Сырьем для поташных заводов служила печная зола, которая покупалась у населения или сжигалась заводовладельцами в своих лесных дачах. Расход древесины на изготовление поташа был огромен. С одного кубометра вяза получалось всего лишь 760 граммов поташа, ивы - 630, липы - 500 граммов. Для получения тонны поташа требовалось в среднем 1600 куб. м. дров.
          В конце XVIII в. в Оренбургской губернии насчитывалось 142 поташных завода, из них 46 находилось в Бирском уезде, 33 - Мензелинском, 32 - Уфимском, 14 - Белебеевском, 11 - Стерлитамакском, 4 - Оренбургском и 2 - Бугульминском уездах.
          На этих заводах не было машин, ибо не применялась сила паровой энергии. Оборудование заводов состояло лишь из железных чанов для выщелачивания золы, котлов для упаривания щелока и печей для прокаливания поташа. С.Т. Аксаков (1791-1859 гг.) в своей "Семейной хронике" описывал, "как кипели чугунные котлы с золою, как в деревянных чанах садился шадрик, как в калильных печах очищался он огнем и превращался в белые ноздреватые куски растительной соли, называемой поташем".
          Работа на поташных предприятиях осуществлялась ручным трудом вольнонаемных рабочих. Число их было невелико. На каждом заводе работало по 8-12 наемных рабочих. Между ними существовало разделение труда. Возчики подвозили золу и дрова, "поливачи" поливали горячей водой золу, "бочкари" заготавливали бочки для поташа.
          Заводы строились на собственной или арендованной земле. На рубеже XVIII-XIX вв. башкирам принадлежало 29 поташных заводов, в 20-х годах XIX в. - 15, в 30-х - 3, в 40-х - 16, в 50-х - 10. Уменьшение количества поташных предприятий можно объяснить массовым истреблением лесных вотчинных дач башкирских общин.
          Среди заводовладельцев было 18 рядовых башкир, 3 башкирских указных муллы, 5 старшин, 3 прапорщика, 2 сотника и 1 коллежский советник (Миндияр Бикчурин). В течение первой половины XIX в. рядовые башкиры вытеснялись башкирскими чиновниками и феодалами. Так, в 30 - 40-х годах из 16 заводов 3 принадлежало потомственным дворянам, 4 - старшинам, 3 - есаулам, 2 - сотникам, 2 - рядовым башкирам, 2 завода -башкирскому войску.
           В 1844 г. 11 заводов выработали 569 тон поташа. От продажи его заводовладельцы получили 59423 руб.
           Поташ по Агидели, Каме и Волге отправлялся в Нижний Новгород. Покупали его владельцы полотняных фабрик и мыловаренных заводов. Большая часть его вывозилась за границу. Таким образом, в башкирском обществе появились предприятия, свидетельствующие о возникновении буржуазных элементов. Башкиры-заводовладельцы широко применяли наемный труд
    [конец цитаты]

    Домашнее производство поташа, как средства моющего, обезжиривающего, известно издревле. Например, в русских северных сказах встречаются упоминания, что хозяйки "добела шоркали пол шшолоком" (тёрли -скребли голиком, т.е. веником из прутьев, с раствором щёлока, т.е. поташа).

Соледобыча и солеварение

  • Смирнов И.А. «Экспедиция Кирилло - Белозерского музея - заповедника в Неноксу летом 1985 года». - очень интересная статья научного сотрудника музея - заповедника с подробным описанием остатков сложного солеваренного оборудования XVIII века (подземные штреки и деревянные трубы для подачи рассола наверх) в деревне Неноксе Архангельской области. Самое интригующее - никто не знает, как оно работало! // [ ссылка   19.09.2009] 
  • Маляр Н. Ю. «История курортного дела в Костромском крае» Дипломная работа - см. начиная со слов "Соляной пpомысел в Костpомском кpае в XV-XVII вв."// [ ссылка 19.09.2009]
    - В этой работе интересны характерные даты этапов развития солвеарения от XIII века и цитата из указанных в статье дореволюционных источников: "на юго-западе губеpнии - в низовьях p. Солоницы (Большая и Малая Соли) и в Неpехте". К моему сожалению, в нашем краю - засилье моды производить топонимы только от фамилий поселенцев. Даже такой факт, как близость двух рек - Солоницы (Солонки) и Пожупинки не воодушевляет краеведов на поиски следов солеварения, им во всех топонимах мерещатся только фамилии!
  • «Из воды родится, на огне вырастает»  [ссылка 01.09.2009]

Сельская металлургия на основе болотного железа

  • История недропользования в России с древних времен до эпохи Петра Первого. Ю.С. Малютин (ООО «Геомар Недра», Москва) [ссылка 01.09.2009]

Недалеко от поселка Пчёвжа расположена деревня Железная Гора. Ныне в интернете она знаменита только лишь средневековым каменным крестом с неясным остатком надписи на нем. Однако название дает надежду, что несколько столетий назад там был центр сельской металлургии. Это обстоятельство ждет своих исследователей. Не сомневаюсь, что для топонима Железная Гора можно подобрать объяснение, не имеющее никакого отношения к железу как таковому (произвести его от имени собственного, как это ныне модно). Однако только на такой основе отказываться от поисков следов сельской металлургии в краю, где песок и артезианская вода насыщены железом, было бы неправильным. Болотное железо использовалось в сельской металлургии Тихвинского района, это же совсем рядом!

Тот факт, что в средние века в этих краях была сельская металлургия на основе болотного железа, отмечался в краеведческой литературе уже десятилетия назад. В ней отмечалось также, что со временем сельская металлургия сосредоточилась в монастырях. В Петровскую эпоху некоторые из монастырских домен были взяты в казну, стали основой оружейных заводов. Как видим, наше образование дает нам весьма неверное, очень ограниченное представление о роли монастырей в истории России.

Заготовка и сплав бревен, дрова для города

  • [ 26.12.2011 ] Прокудин - Горский, 1916 год. Панорама реки Выг перед её слиянием с Ондой [ссылка на страницу oldcolor]. Смотреть  в самом большом размере! Перед нами - иллюстрация к очерку Потехина 1859 года "Река Керженец" (см. также комментарий внизу этой страницы). На переднем плане - плот с козлами для каната. На берегу -зимница (см. очерк Потехина). На середине реки - зажор из бревен. Вдали - обустроенный для лесосплава берег. Напоминаю, что на карте 1933 года (см. в разделе карт на странице "Будогощь") в верховьях рек Оскуи, Пчёвжи и др. можно найти надписи "нач. спл.", что, видимо, означает "начало сплава".
  • 1859 год. А.А. Потехин. РЕКА КЕРЖЕНЕЦ. [ читать ] - в этом очерке с натуры описан быт староверов, - крестьян, сплавщиков леса по реке Керженец, притоку Волги.
  • В.Н. Перетц в своей статье 1894 года о Будогощи пишет:
    [цитата]
    Местные жители занимаются главным образом хлебопашеством, но так как своего хлеба не хватает, то им приходится искать заработка. Большею частью они идут в леса рубить по найму дрова, или же — пилить их на берегу сплавных рек: Оскуи и Пчевжи.
    [конец цитаты]

    Фото 1 примерно 1910 год, Прокудин - Горский. Берег Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) в центре Петербурга (справа, теперь там - флигель Бенуа Русского музея) уставленный дровами зимой.
    Фото 2: начало XX века, Карл Булла. Река Фонтанка около Апраксина двора. Баржа с дровами.
    Акварель: Лансере, Никольскийо рынок, 1901 (это баржи с дровами на Крюковом канале).

           Что такое дрова я знаю по моему ленинградскому послевоенному детству. Вплоть до 1962 года я жил в коммунальной квартире 6 этажного дома в самом сердце Ленинграда. Все комнаты  нашего дома и всех окрестных отапливались дровами. Над крышами старых ленинградских домов высится много коллективных дымовых труб (в них выходили каналы от многих печек) и теперь туристы не могут взять в толк, что это такое )))
          Каждая семья покупала дрова. Либо сами их пилили и кололи во дворе, либо покупали уже распиленными. В каждой семье (т.е. в каждой городской команте) были веревка и/или мешок, топор и как минимум ножовка. Моя мама, тюкая полено в нашей городской комнате у печки, однажды острым топором отрубила кончик указательного пальца левой руки вместе с частью ногтя. Кость не задела. Как ни странно, все зажило так, как будто ничего и не было отрезано, даже ни малейшего следа не осталось. Я с раннего детства вместе с мамой ходил по тёмной чёрной лестнице в подвал соседнего корпуса за дровами. С фонариком. Примерно 30 метров вниз и потом вверх, с вязанкой за спиной. Очень хорошо помню это удовольствие - свой собственный огонь в доме. Мне его теперь очень не хватает. Не зря, видимо, богатеи делают в домах камины. Но я предпочел бы обычную круглую печь. Помню нашу печку, совок, кочергу (все они были дореволюционными). Помню вкус молодой картошки, запеченной в печной золе.
           В первые послевоенные годы дрова хранили в дровяных сараях во дворе. Такие сараи часто занимали почти весь центр двора, для прохода и проезда оставались небольшие участки вдоль стен домов. Так было везде в Ленинграде. Места в сараях распределяла управдом. На дверцы сараев вешали навесные замки, однако случаи кражи дров были нередкими.
           Позже под хранение дров отвели подвалы, разделенные дощатыми перегородками на клетушки, с дверцами. Дворы освободились от сараев, но в подвалах вечно была вода, на пол стелили доски, дрова помещали на козлы, но все равно они были сырыми и их приходилось сушить дома за печкой. В описываемый период дровами Ленинград обеспечивали большие лесозаготовительные предприятия (вроде Пчевжинского), бревна с лесосек доставляли к древокомбинатам по УЖД (узкоколейкам, см. здесь на странице "Будогощь" ссылки на сайты про УЖД). Отсюда пиломатериалы и отходы (горбыли) доставляли на грузовиках покупателям в деревни и по ж.д. - в города. В Пчевже почти сразу за платформой (по пути в Будогощь) около ж.д. слева высилась гора из опилок, высотой и размерами с многоэтажный дом. Эту гору ночью подсвечивали прожектора, освещавшие место работы портальных (козловых) кранов, сзади перегружавших бревна с УЖД на иной транпорт. Зрелище было фантастическое.
         В дореволюционное время и частично в довоенное основным транспортом для доставки бревен и дров были реки и затем Ладожский канал. В Петербурге дрова доставляли к месту продажи на баржах по всем каналам. Но мне барж с дровами видеть не пришлось.
  • На довоенной карте Ленинградской области на реках Шарье, Оскуе и других (на Пчевже не нашел) есть пометки с буквами "нач. сп." (ссылку на карту см.здесь выше) Видимо это "начало сплава" в верховьях, место, откуда начинали сплав бревен. Современная молодежь не знает, к чему этот сплав привёл. Бревна намокали, тонули, гнили и этим гниением отнимали кислород. Рыба и всё живое в воде гибло, река превращалась в гнилое болото. Поэтому традиционный сплав - брёвна россыпью - прекратили. Оставили только плоты.
         Меня интересует организация этого дела до революции. Крестьян подряжали на такую работу. А как оплачивали, как обеспечивали вылов бревен определенным хозяином, а не кем попало? Или по Пчевже гоняли плоты? А как проходили Порог?!
         В послереволюционное время у большевиков все было просто: трудгужповинность на сплавные работы на Волхове была даже в 1946 году (см. конспект газеты Киришской колхозник, заметку про осуждение на год заключения женщины, которая не стала исполнять трудгужповинность на Волхове, а устроилась работать в пароходство на Ильмень-озеро).

Заготовка ягод  и грибов

  • Во-первых еще раз упомяну текст на сайте "храмы Саткинского уезда" [ссылка], содержащий обширный этнографический материал. Сравнение с нашим краем сделать легко, видны аналогии и различия. Не буду его здесь цитировать, ибо он мне нравится и интересен почти весь.
  • Во-вторых напомню, что в статье Перетца 1984 года сказано, что крестьяне обеих Будощей (Большой и Малой) в ту пору, когда урожай убран, отправлялись на отхожие промыслы, ибо одно лишь пашенное земледелие в этих краях прокормить не могло. И иногда обильный урожай грибов и ягод позволял неплохо заработать.

Варка пива

  • 27.11.2009 по тлф. В.М. Смирнов  : до войны в Солоницах на праздник Яблочного [медового?] спаса (14 августа) все варили пиво. Представьте себе вечер (никакого электричества) и весь берег Пчёвжи - в кострах. ВЕСЬ берег! Пиво варили в деревянных кадушках, с помощью раскаленных камней - булыжников, запасенных заранее. Камни калили в костре и большими кузнечными железными щипцами осторожно по одному опускали в кадушку, так что варево (сусло) в ней кипело. Варево (сусло) - вода с солодом. Солод - это замоченные и пророщенные на русской печи зерна ржи [ячменя?]. Их замачивали, чтобы они проросли и клали толстым слоем на русскую печку. Давали в тепле прорасти сантиметра на два. Затем сушили [в печке?] до черноты и мололи ручными мельницами до крупы. Вот этот солод и варили в кадушках (бочках) на берегу Пчевжи. В дне кадушки (бочки) была деревянная пробка - штырь, оболоженная соломой. Солома играла роль фильтра. Когда наступала пора цедить сусло из кадушки в чан, пробку (штырь) вытаскивали немного и сусло текло в чан, а солома задерживала зернышки солода и муть. Затем чан ставили в подвал, добавляли хмель [и дрожжи?] - и оставляли бродить. Пиво получалось темное и густое. Тогда этим пивом все увлекались )))
  • Напоминаю, что варка пива на яблочный спас в Будогощи упоминается в статье Дуйсбурга 1933 года как сохранившийся "пережиток прошлого"
  • [15.07.2010] В статье Ярослава Кеслера "Алкогольная революция как цивилизационное событие" [ссылка] построена датировка развития технологии производства водок (самогона) в Европе и в России. Она не столь древняя, как могло бы показаться. Есть в статье и про сидр, хмельные меды и пр.

 


 

 

Hosted by uCoz