Главная страница сайта "Зеленый Хутор" (и текстовый поиск на сайте)

Будогощь, Приволховье (жители, природа, история и т.п.)

Писатель Г. А. Мурашев (по разрешению автора выложены некоторые книги; адрес для связи)

Гостевая книга (сначала только я вижу письмо, потом делаю его видимым всем, если автор не возражал)

 

А.Н. Симонова

ИСТОРИЯ БУДОГОЩИ

 

simanova_an.jpg (43603 bytes)

Антонина Николаевна Симонова,
учительница математики и классный руководитель, завуч,
отдавшая будогощским школьникам в общей сложности 50 лет своей жизни, в 2008 г.

© История Будогощи. А.Н. Симонова
© комментарии. mrxxi

последние исправления - 23.05.2010
все тексты в квадратных скобках - комментарии редактора mrxxi


[Насколько я знаю, на основе этого материала, собранного А.Н. Симоновой за многие годы по крупицам с помощью опросов,   была написана история Будогощи на сайте Будогощской средней школы.
Все комментарии в квадратных скобках - от ред. сайта mrxxi]


Для любознательных

Название "Будогощь" произошло от названия места на берегу речки Пчёвжи, - Малой Будогощи (ныне - Школьная улица). В 1640 году на карте нашего края появился город Тихвин, сравнительно недалеко от него на месте царской ссылки появился дом на высоком берегу, а построил его ссыльный поляк, родом из Польши, из города Быдгощь. Потом по своему стали прозывать это место - Будогощь. Так в 17 веке появилась на карте наша Будогощь.

 

Строительство станции

Год 1914, лето. Появились первые строители. Они выбрали поле примерно 9 гектар, неподалёку от озера Зимнего, да и само поле жители близлежащих деревень "Будогощь" называли Зимним. Место понравилось, - песок и вода рядом. Приказано строить железную дорогу от Мги до Рыбинска. Строили землянки и бараки для жилья.

На строительство были собраны пленные немцы, австрийцы, китайцы, - и местные жители со своими лошадьми. Дорога имела военное значение, потому строилась быстро. В 1916 году появился первый паровоз. Он ходил один раз в двое суток. Построили пункт осмотра паровозов рядом с депо, и водокачку на берегу Зеленого озера [ и башню водонапорную, стоящую, как ни странно, по другую сторону жел.дороги см. фото , - водокачка была внизу у Зелёного озера, следовательно, труба в башню проходила под насыпью. Однако депо и колонка для подачи воды в паровозы  были с той же стороны от дороги, что и водокачка].

Один из первых поселенцев Зеленого Хутора - слесарь подвижного состава Афанасьев Александр Андреевич был одним из первых строителей.

К 1918 - 1919 годам были сооружены деревянное [?] депо и оборотный треугольник [рельсовый путь в виде треугольника, на котором паровоз, приведший поезд из Петербурга, мог развернуться, чтобы вести поезд обратно, см. фото]. К 1918 году на станции было два пути и два домика.

В 1918 году вдоль железнодорожного полтона уже были построены 5 жилых домов. Была создана электрическая связь, построена [? железнодорожная] больница [где?]. Первая врач больницы - Майорова Евгения Васильевна, проработала вплоть до 1960-х (1970-х ?) годов.

Лес для шпал брали на месте. Для его обработки сделали пилораму [в послевоенные годы пилорама была около озера Зимнего]. А из горбылей [обрезков] построили рядом с пилорамой первый клуб [потом там была ж.д. столовая]. В фойе этого клуба стояли сколоченные из досок скамейки.

Открылась первая школа для детей железнодорожников. Она была школа в деревне Малая Будогощь, за рекой Пчёвжей [т.е. на левом берегу], недалеко от современного моста, - в ней учились дети из окрестных деревень [потому улицу там назвали Школьной].

Основателем школы был Фёдор Васильевич Козлов. Сначала уроки вел только он один. На второй год вместе с ним работала Елена Георгиевна Володина, она тоже не имела специального образования, просто была грамотной женщиной. (Впоследствии, вплоть до Великой Отечественной войны она была воспитателем в детском доме, - в нём были только дети железнодорожников)

[ Вставка. Получено по тлф. от А.Н. Симановой в авг.2009: Сначала в школе было 18 учеников в 2 классах. Ф.В. Козлов был родом из села Борель на реке Шарье (? - надо переспросить,   я мог перепутать название села - mrxxi). Он не имел специального педагогического образования. Просто это был грамотный человек с талантом воспитателя. Во время ВОВ был в эвакуации. Вернулся после изгнания немцев. В 1951 году, когда в А.Н. Симонова вернулась в родную школу уже в качестве учительницы, он еще преподавал физику. У него было четверо детей. Жил на втором этаже рядом со старым зданием школы на площади - второй дом от нее]

В 1918 году началась история Зелёного Хутора: появились первые пять домов. [На карте 1932 года Зеленый Хутор помечен как Зеленое и рядом написана цифра 6 - видимо, это число дворов] Их построили три брата Максимовых, Никонов и Сенякин. Из земель будогощской общины им выделили 9 гектар земли.

В этих местах 24 гектара земли [на сайте Будогощской школы цифра почти в 2 раза меньше] в конце Зелёного Хутора, ближе к речке Ингорь, принадлежали помещику Тарховскому. В 1919 [???] году  эти земли купил за 24 тысячи рублей инженер по строительству железной дороги Василий Ильич Соболев.

Дом помещика Тарховского сгорел в 1918 году, после того, как его покинул отряд ЧОНа [части особого назначения, такое название отряды ВЧК получили позже]. Остался лишь дом работников помещика (ул. Калинина 20) [В 2008 году этот дом на две семьи уже не существует. Он был обращен фасадом к колодцу "У Ларисы" и имел в плане вид буквы П, ножки которой - два крыльца. Во время разборки этого дома, пришедшего в полную ветхость, под обоями были обнаружены наклеенные на стены газеты 1911 года. На участке осталась последняя из древних лип и какая-то железная цистерна, происхождение которой мне неизвестно. см. фото]

В 1922 году на Железнодорожной улице построили первую типовую железнодорожную школу (дом № 10, школа № 35). Школа была начальная, мест в ней не хватало. Она проработала до 1932 года. В 1932 году она стала семилетней, а потом и полной средней, - после переезда в здание РИК [Районного Исполнительного Комитета Совета депутатов трудящихся] на площади около станции.

В 1925 году пошли первые поезда до Ленинграда, товарно-пассажирские, на дровах, - ехали до Ленинграда 27 часов. В 1929 году ежедневно пошли пассажирские поезда, за 4 часа можно было доехать. Первая из учителей русского языка Воронова Фаина Александровна с пионерами школы ездила даже на экскурсию в Мурманск.

С 1928 года стали намечаться улицы, выделялись участки под строительство, появились названия улиц. В 1928 - 1932 годах Будогощь была районным центром. Будогощь как районный центр входила в Васильковскую волость Тихвинского уезда.

В начале той поры появились частные дома по Советской улице. В период НЭПа - двухэтажные дома Юхачевых, Ивановых, Никоновых, Богдановых, Озеровых, Оболевич, Афанасьевых. Появились чайная Андреева, кондитерская Васильева. В магазинах стали торговать мясом, хлебом, баранками.

В 1931 году построили здание РИКа, на берегу Зеленого озера - клуб (работал до 1955 года, затем там был детский сад, ныне это жилой дом).

В 1930-1931 годах - конец НЭПа, раскулачивание. "Освобождённые" [кавычки поставил редактор сайта] дома были переданы в леспромхоз, железной дороге (дома № 21-23 по Советской улице), райпо, Пчёвсоюз (два дома и склады).

Из Солониц перевезли дом помещицы Оболенской [один из домов; другой дом по словам Е.М. Ивановой перевезли в Белую и открыли в нем школу]  и появилась столовая - чайная на площади, из Кровина Сельца - пекарня Чистякова (в 1930 году он передал её железной дороге).

Около клуба Ленина [на Зеленом озере, см. фото] появились аттракционы, окруженные забором (вход детям - 5 копеек), летняя эстрада, аллеи (немцы вырубили их первыми), лодочная станция, танцевальная площадка. Рядом - 3 жилых дома для железнодорожных рабочих.

До 1931 года администрации РИК и райкома РКП(б) размещались в домах № 21, 23 по Советской улице (дома Пчёвсоюза, который к тому времени прогорел).

В 1932 году - построили дома Кузины, Годиновы, Толкачев П.И. (зав. электростанции ж.д.), Никонов Николай Васильевич - первый председатель райисполкома.

В 1932 году объединились два района: Будогощский и Андреевский (с центром в Сольцах на берегу Волхова). До этого объединения в Будогощи уже был вокзал, леспромхоз (сейчас на этом месте поселковый совет) [ в 2008 году там - отдел социального обеспечения, это двухэтажное здание восстанавливали, точнее строили заново пленные немцы], военкомат, рядом была построена начальная школа (в 100 метрах от средней).

Больница была железнодорожная, а поликлиника - от посёлка, на Исполкомовской улице, в частном доме. На Кооперативной улице - больница в двухэтажном доме.

По посёлку в те годы было трудновато ходить - местами был сыпучий песок, а местами - болото. Кое-где проложили деревянные мостки, в частности, - на Советской улице.

[Редактор сайта: я помню поразившую в детстве мое воображение деревянную гать через болото южнее Зимнего озера, соединявшую Пожарку с Лесным; гать, судя по ее основательности, была предназначена для автомашин, но уже в конце 1950-х была ветхой и небезопасной даже для хождения. Вероятно, эту гать делали военные строители после изгнания немцев. Вопрос - зачем делали - остается нерешенным. ]

В 1938 (1939?) году Будогощская школа сделала первый выпуск 10 класса. Выпускников было мало. Но двое из этого выпуска приезжали в 1960 году и в школьном музее имеются данные о них.

Это заслуженный деятель искусств Казнин Анатолий Михайлович (Москва, окончил Будогощскую школу с золотым аттестатом), и Чурилева Мария Дмитриевна, кандидат исторических наук, профессор Ульяновского педагогического института (окончила Будогощскую школу с серебряным аттестатом, воевала под Киришами, потеряла там ногу).

Используя местных рабочих в 1938 - 1940 годах строили железную дорогу Будогощь - Чудово.

[План этого строительства был еще царских времен и изначально преследовал цель экономического развития региона, эта дорога обеспечила бы прямой путь из Тихвина в Чудово и далее на запад. В 1930-х годах, предвидя войну с Финляндией, Советское Правительство принимает решение осуществить этот план, потому что такая дорога могла стать рокадной - т.е. вдоль линии фронта - в будущей войне, если бы на стороне Финляндии выступили капиталистические державы и война получила бы большой масштаб]

До войны уже начали ходить товарные поезда. Правда, постоянного моста через речку Ингорь не было, был временный.

После освобождения Кириш от фашистских захватчиков с этой трассы были сняты рельсы и шпалы на ремонт других участков дороги. Осталась только насыпь. Теперь машины и автобусы ходят до Чудово через Кириши.

[ Эта дорога - местные жители зовут её "трасса" ( фото1, фото 2, фото 3, фото 4, фото 5, фото 6, фото 7, фото 8 ), проходит над Ингорью дважды. Первый от Будогощи мост, железобетонный, цел поныне ( фото 1, фото 2, фото 3 ). От второго моста, гораздо более внушительного, имеются лишь быки (фото 1 ). Жители Зелёного Хутора нахывают это место "вторая Ингорь". Третий от Будогощи мост на этой бывшей железной дороге - через верховье Ингори (если верить написанному на карте) или её приток, на 2 км южнее озера Облцкое. Этот ручей или река пересекает трассу с севера на юг.  Я в детстве проезжал там на велосипеде, значительного моста не видел, не помню. Возможно, это просто труба под насыпью. Четвёртый от Будогощи мост - тоже через ручей, впадающий в Оскую. Этот ручей пересекает трассу с юга на север. Пятый мост - через реку Оскую, в 1 км южнее села Оскуй, выше по течению реки,  - существует в виде цепочки внушительных быков ( фото1 - эти быки ближе к Будогощи, правый, восточный берег Оскуи; фото 2 - бык на левом, западном,  берегу реки Оскуи). Участок от деревни Оскуя до реки Волхов мне неведом. В интернете имеются фото остатков моста через Волхов  ( фото1 - южный, правый берег Волхова, посмотрите, как бетон иссечён осколками снарядов, на нём ровного места нет; фото 2 - быки на самой реке Волхов, ). А.В. Козлов утверждает, что движения по этой железной дороге до войны всё-таки не было, а рельсы были увезены отступавшими немцами. Алексей Васильевич утверждает также, что в 1960-х годах был проект использования этой трассы как автомобильной дороги Будогощь - Тихвин. Но министерство железнодорожного транспорта якобы отклонило этот проект, предпочитая оставить эту трассу как резерв на случай необходимости срочной достройки железной дороги. По словам А.В. Козлова по этой причине дорога на Оскуй прошла от Будогощи севернее трассы ]

[ Здесь следует добавить, что 75-и километровая ветка Будогощь - Тихвин, буквально спасшая блокадный Ленинград, строилась в 1940 году и первые поезда по ней пошли в самом начале войны. Немцы ее захватили, а отступая, разрушили. В 1943 году наши строительные войска ее восстановили и довели пропускную способность до 14 пар поездов в сутки. Поезда шли от Рыбинска до Будогощи и не заходя в нее, по закруглению чуть западнее Красихи поворачивали на северо- восток, к Тихвину, затем шли в сторону Ладоги - к Дороге Жизни, к Ленинграду. Именно с этим обстоятельством - с тем, что поезда шли не заходя в Будогощь - связана странность в нумерации километровых столбов на этом участке ж.д.: они нумеруются не от Будогощи, а от следующей станции на ветке Будогощь - Неболчи]

 

Военный период

Война быстро подошла к нашему посёлку. Боёв не было. Через Волхов немцы переправились в Чудово. Немцы торопились в Тихвин, на мотоциклах быстро проехали до Кукуя, а потом заехали в Могилёво и Кровино Сельцо. Сразу полетели пух и визг по деревням. 23 октября 1941 года немцы уже в Будогощи,

[Мне Антонина Николаевна в августе 2008 года рассказала, что с мамой и другими детьми жила вместе с другими семьями в Кровином Сельце. Немцы их всех выгнали из дома. Они зимой оказались на улице и были вынуждены скитаться, их пускали ночевать знакомые. Потом, после ухода немцев, их спасло то, что мама Антонины Николаевны работала уполномоченным по заготовке клюквы. Она смогла приютить детей в "конторе" - комнатушке, где стоял стол для ведения учета заготовок клюквы. Спали на чем придётся].

За два месяца они успели уничтожить все деревни, сожгли в Будогощи 15 частных домов, уничтожили дом на Комсомольской улице, разрушили начальную школу [тогда во время воздушной тревоги детей почему-то оставляли в классах; прямое попадание трех бомб, Антонина Николаевна тогда была школьницей и находилась как раз в классе соседнем с тем, в который попала бомба], сожгли леспромхоз [двухэтажное здание, в которым ныне социальный отдел], вокзал [фундамент от вокзала можно было видеть еще в 1960-х годах]. Бомбёжки тогда были чуть не ежедневно. Бомбили вдоль полотна железной дороги, старались попасть в водокачку на берегу озера Зелёного, чтобы лишить паровозы воды, остановить движение по дороге.

[Нина Ивановна Афанасьева, чей дом с 1928 года стоит на берегу Зелёного озера, около пляжа, где магазин, в августе 2008 рассказывала: "Немцы бомбили депо в парке напротив нашего дома. Там стояли железнодорожные цистерны с бензином. Эти цистерны взлетали высоко на воздух - выше сосен - и взрывались. Было очень страшно.

Несколько бомб упали зимой в Зелёное озеро и выбросили на лед оглушённую рыбу. Тогда было голодно (немцы отобрали все запасы). Мы видим рыбу - а достать ничем не можем, - лёд слишком тонкий. Одна бомба упала на наш берег, ближе к водокачке, не разорвалась".]

В течение двух месяцев немецкие фашисты успели многих наших людей уничтожить.

На разведку из партизанского отряда пришли коммунист Иван Лукин и комсомолец Серафим Фокин. Их увидели и выдали. Расстреляли за посёлком.

В Кукуе староста Смирнов, выдал Васильева, который с радистом работал в лесу, передавал разведданные, сводку. Взяли тестя Васильева -тот не выдал, зятя, расстреляли. а Васильева с радистом в лесу выследили. Они только передали сводку, легли отдохнуть, уснули, - их и накрыли. Расстреляли.

Председателей колхозов: из Гремячево - Богомолова, из Борутино - Сырникова, обоих расстреляли. Комиссаров, работник сельсовета, - расстрелян. Беляева, работник сельсовета - расстреляли.

Прасковью Архипову (из Солониц) повесили в её деревне. У нее в доме была неисправна дымовая труба. Немцы решили, что она хочет их спалить.

В деревне Рысино не успели увезти раненых - фашисты издевались над ними: резали уши, ноги, всех убили.

Из Будогощи погибло более 224 человек (по Книге Памяти). Из выпускников школы - более 50 человек. О них есть в музее школы отдельный альбом, и три альбома "Говорят Герои Победы" - о будогощанах.

21 декабря 1941 года Будогощь освобождена. Убегая, немцы заминировали среднюю школу, но не успели взорвать. Жителей Среднего Села, Бестоголово, Градоши, Званки и др. деревень согнали в сараи, барак у "перевалки", в частные дома, а молодёжь погнали в сторону Чудово. Около 600 человек спасли наступающие части советских войск.

Освобождение шло с трёх сторон. Со стороны Крестцев (от Петровского) наступала 92 стрелковая дивизия. От Кукуя - 4-я гвардейская дивизия (сибирская). От Тихвина вдоль железной дороги быстро передвигались около 50 человек лыжного батальона по командованием лейтенанта Кузнецова. Из Крестцев 17 разведчиков с рацией достигли барака у перевалки и обнаружили жителей около 200 человек и несколько человек фашистской охраны. Они сообщили об этом командованию и получили приказ "Шумнуть!" (Сержант Никаноров, мл. сержант Кузнецов, рядовые Кравченко и Кравцов). - Шумнули. Охрана сбежала. Жители остались живы.

На площади в сарае были собраны около 300 человек из деревень Среднесельского и Бестогловского сельсоветов. Их освободили солдаты 4-й гвардейской дивизии (Виноградов В.В. и Гуляев - жители Будогощи)

Охрана сарая, в которым были собраны жители, - сбежала, а женщины и дети разбежались. Молодые люди (около 100 человек) из деревень уже оказались за д. Васильково [видимо речь о тех, кого немцы пытались угнать], охрана их тоже убежала, их догнали те немцы, что были оставлены поджечь дома посёлка, но и их освободили [так в тексте Антонины Николаевны].

Из 379 деревень Киришского района осталось 107. Многие деревни не возродились после войны.

Самым страшным для меня во время войны была гибель учащихся нашей школы. Средняя школа была занята под госпиталь, а начальная располагалась рядом, в ней было три класса в две смены. В 14 часов звонок на первый урок второй смены. 28 декабря 1942 года один немецкий самолет прорвался сквозь зенитный огонь и сбросил три небольших бомбы на начальную школу. Может быть, он метил в госпиталь, до которого было 100 метров. Одна бомба попала в третий класс, а две другие - в выходы (спереди и сзади). Сразу убиты 8 человек, 43 ученика ранены. Я училась в 4a классе. У нас погиб один Соловьёв Юра, ранены многие. Из 3 класса погибли Нонна [? - в фотокопии рукописи трудно прочесть] Петрова, Нина Беляева, две сестры Шмаковы, Сахаров Володя, Морозов Виктор и ещё кто-то (не могу вспомнить).

Когда я выскочила из своего класса в зал, то увидела Озерова Лёню у окна, он весь в крови, одно твердил: "Мамочка, где моя нога?". Ногу оторвало.

А на улице увидела тётю Машу Беляеву. Она несла на руках свою дочь, голова которой держалась только на коже и позвоночнике.

А потом догнала ещё одного, - Виктора Морозова. Его вели в поликлинику. У него скальп снят, голый череп. Он не дошел до поликлиники, упал. Его подобрали, но он умер.

Второе полугодие учились в частных домах. Наш класс был в маленьком домике, на болоте, угол Пионерской и Комсомольской улиц. Учительницу звали Антонина Филипповна, она была из Сталинграда. 5-й класс разместили в Мало-Будогощской школе, а 6 класс - в конторе кирпичного завода, двухэтажное здание. Там уже был и 7-й класс, самые старшие.

В конторе нет стёкол в окнах (бесконечные бомбёжки), а потому все в одежде, валенках, рукавицах, вместо тетрадей - газеты, чернильница за пазухой чтобы чернила не замёрзли, дрова с собой из дома приносили каждый день. Учителя тоже одеты. математику вела Евгения Петровна, русский язык - Варвара Михайловна, немецкий язык - Корбут. В 7 классе мы уже въехали в школу на площади, госпиталь из неё выехал. ребята наши помогали делать ремонт здания летом, запасали дрова (в лесопункте Смирник), грузили в вагоны и сами пилили и кололи их.

После войны посёлок быстро растёт. С 1942 года более 20 лет посёлок был районным центром (Киришского района). Все государственные учреждения были в разных домах. Все старались что-то построить. Вот и выросли новые дома: поселковый совет на месте сожжённого ЛПХ (леспромхоза). Строили его в 1948-1949 годах пленные немцы. РК партии и райисполком напротив братского кладбища.

В 1950 построили деревянный Дом Культуры (в центре, за площадью).

В школе тесно. Работаем в три смены: днем две смены для 1- 10 классов, а вечером - вечерняя школа для взрослых. Из Клинков перевезли здание школы, - там из-за военных действий школа не работала. Поставили школу напротив поселкового совета, двухэтажную. Учиться там стали будогощане, школа семилетняя. Директором был Иванов Семен Фомич, а после его смерти - Маликова Фаина Александровна [Алексеевна? - домик был на Зеленом озере, там где вытекала Ингорь]. Но недолго она проработала, обе школы объединили и директором назначили Екимова Николая Алексеевича.

В 1954 году случилась беда - в одном из классов провалился пол. Работали на 1 и 2 этажах этих классов Овчинникова Зоя Алексеевна и Тюнькина Валентина Федоровна. Оба начальных класса работали. Екимову об этом сообщил ученик. Тот побежал (старый человек!) в школу, всех разогнал, а сам - в РКП(б). Вызвали из ремстройконторы Есина Матвея Александровича [ бригадир плотников], тот пообещал за 2 недели перебрать эту школу и передвинуть ее на 2 -3 метра дальше от улицы. Это было сделано в обещанный срок.

А Николай Алексеевич летом отправился в Москву. Там в каком-то главке работал его ученик. В плане главка было строительство новой средней школы через 20 лет. Но эта беда помогла нашей школе и началось строительство. В 1963 году новая кирпичная школа уже работала, а в здании на площади остались младшие классы.

К 1958 году в посёлке уже 117 домов с общей [жилой?] площадью 3263 кв. метра.

Взять хотя бы Зелёный Хутор. До войны - 7 домов, а сейчас 8 улиц, а домов и не сосчитать...

В 1963 году построена новая кирпичная школа, в 1970 году - пристройка к ней, рядом - интернат (сейчас живут учителя), учительский дом.

В 1972 году вместо деревянного построили кирпичный, большой Дом Культуры.

Улицы засыпаны гравием, осушены, многие заасфальтированы. Магазины перестроены.

В 1972 году пошла электричка до Ленинграда.

Все брали воду из колодцев, теперь по посёлку проведён водопровод, вода в нём артезианская, [28 скважин - сообщил А.В. Козлов], 5 водонапорных башен.

На берегах Светлого озера и Черёмухова - профилактории [были таковыми в советские времена, обслуживали работников Киришских нефтезаводов, и кто там теперь отдыхает, и почему местным жителям теперь хода на тот берег нет, и куда девалась рыба, и почему теперь вода такая грязная в озерах?] "Мечта", "Энергетик", "Заозёрный", в лесу пионерлагерь "Орлёнок" [к северу от поселка].

На берегу Острочиного озера, рядом со школой построили кирпичный детский сад. Сейчас в нем детский дом.

Рядом с детским домом, задолго до его постройки, был построен хлебокомбинат. Потом его преобразовали в кондитерскую фабрику. С 2007 года - не работает.

 

О братском кладбище
(немного)

В 1942 году после одного из боёв бронепоезд "Москвич" возвратился с 8 погибшими: в одну из башен поезда попал вражеский снаряд. Вот и первая могила. Место высокое, конец поселка, свободно. Потом к ним подхоранивали и других погибших из бронепоездов. А напротив этой могилы похоронили умершего от болезни и ран генерала артиллерии Окунева. уть дальше похоронил ии школьников, погибших под бомбами 28 декабря 1942 года. В госпитале умершиз от ран зимой - клали в землянку. А летом, когда можно копать землю, хоронили по несколько тел в одной могиле. Хоронили вдоль улицы к 2-этажному дому. Потом кладбище немного "укоротили" - стало легче убирать. Осталась на площадке примерно половина. Примерно через 20 лет стали убирать могилы летчиков ото рва (конец Кооперативной улицы). Перенесли прах некоторых воинов из других мест: от деревни Васильково (Кирьянов), о деревни Гремячево (Галкин, Сибиркин и др.).

Потом переделали памятник летчикам. Установили стелу с именами тех, кто погиб в боях над нашим краем, из трех летных полков (о двух из них в школьном музее есть альбомы).

По сведениям военкомата здесь похоронены более 3500 бойцов.

Поисковики добавили еще две могилы летчиков чьи самолеты нашли в лесу и болотах недалеко от поселка.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Директора Будогощской школы

  1. Козлов Фёдор Васильевич 1919 - ?
  2. Воскресенский Владимир Викторович - 1928 г.
  3. Прокофьева Анна Филипповна - военные годы
  4. Иванов Семен Фомич
  5. Лиманович Геннадий Иванович
  6. Колбин Евгений Иванович
  7. Ориш Михаил Афанасьевич
  8. Ефременко
  9. Екимов Николай Алексеевич
  10. Атапина Регина Генрифовна [ Генриховна? ]
  11. Раков Виталий Иванович
  12. Марюкин Алексей Яковлевич
  13. Митрофанова Маргарита Ивановна
  14. Иванов Анатолий Павлович
  15. Федотова Тамара Михайловна

Закончили с отличием Будогощскую школу:

  1. Казнин Анатолий Михайлович - 1938 г. (золотая)
  2. Козлов Анатолий Федорович - 1939 г. (золотая)
  3. Чурилова Мария Дмитриевна - -1938 г. (серебряная)
  4. Квашонкин Игорь Александрович - 1940 г. (серебряная)
  5. Михайлов Николай Петрович - 1941 (золотая)
  6. Козлова Евгения - 1941 (серебряная)
  7. Гладышева Наталья - 1941 (серебряная)
  8. Перышкина Анастасия Михайловна - 1949 г. (серебряная)
  9. Бобкова Галина Георгиевна - ? (учит. математ.)
  10. Безобразова Галина Викторовна - ? (учит. математ.)
  11. Игнатьева Лилия Павловна
  12. Губина Марина [Чубина?]
  13. Хлюстова Лариса
  14. Михайлова Нина

 


ДОБАВЛЕНИЯ

 

ВОЗМЕЗДИЕ

В моем фронтовом дневнике очень кратко записан трагический эпизод, который произошел много лет назад, в годы Великой Отечественной войны, в поселке Будогощь. 29 декабря 1942 года над поселком появился вражеский самолет. Летел он высоко, курсом на восток. Никто не подозревал зловещих намерений стервятника. Но вот фашистский самолет развернулся в обратном направлении и сбросил четыре бомбы на поселок. Одна из них угодила в здание школы. Произошел взрыв. Взметнулись в небо клубы черного дыма.

Прямое попадание разрушило школу, в которой в этот день проходили занятия в начальных классах. Семь учеников были убиты. Среди них оказались Нина Беляева, Нонна Петрова, Владимир Сахаров, Юрий Соловьев, Валя Шмакова и другие. 34 ученика получили тяжелые ранения. Из числа раненых учеников вскоре в больнице умер Витя Морозов.

Когда я подбежал к разрушенной школе, то увидел страшную картину: вблизи обломков школьного здания лежали трупы погибших школьников, рядом кричали, взывая о помощи, раненые дети, плакали взрослые. Тут же работали медики.

Фашистский стервятник с черными крестами на крыльях не улетел. Он пытался сделать еще один заход над густонаселенным поселком, но огонь зенитной батареи с бронепоезда, стоявшего в кустарнике, помешал немецкому самолету сбросить новую партию бомб.

В это время на горизонте появились три краснозвездных истребителя. Стервятник начал поспешно удаляться, но уйти от возмездия не смог. Несколько метких очередей «ястребков» из пулеметов и пушек, и фашистский самолет рухнул на лесную поляну у фронтовой дороги близ деревни Оскуй. Наше торжество было неописуемо. За смерть будогощских детей вооруженные пираты расплатились собственной жизнью. После этого над поселком Будогощь немецкие самолеты долгое время не появлялись.

Советские люди залечили раны на своей земле. Восстановлен и поселок Будогощь. На окраине, в сосновом лесу, построена новая красивая, просторная школа. Завучем в этой школе, как сообщили мне из поселкового Совета, работает Антонина Николаевна Симонова, одна из тех учеников, которые в 1942 году пережили трагедию немецкой бомбежки.

Г. ДЕДЕЛЕВ,
гвардии подполковник запаса,
участник боев за Будогощь и Кириши.
* Киришский факел. – 1973. – № 16. – С. 3.

*    *    *

ОСВОБОЖДАЛИ БУДОГОЩЬ


Мне, бывшему воину, во время войны пришлось побывать во многих больших и малых городах, покидать и затем освобождать их. Но в ярком калейдоскопе боевых событий запомнился и тот памятный бой в огневом 1941-м. Мы брали небольшой поселок Будогощь... Стоял там небольшой фашистский гарнизон и медицинский санитарный батальон. Немцы поднимались рано – в 6 часов утра – и занимались физ­зарядкой, пытаясь привыкнуть к русскому морозу.

Все мирное население Будогощи – стариков, детей, женщин – загоняли фашисты в большие сараи и закрывали на замок.

В 5 часов утра сержант Никанов, младшие сержанты Кузнецов, Кравцов, Савченко сняли трех часовых, а склады подожгли. Вспыхнуло пламя – начали рваться бочки с горючим и боеприпасами. Немецкий гарнизон по тревоге в панике разбегался кто куда, но тут же фрицев настигали наши пули. В считанные мину­ты наше подразделение заняло Будогощь.

Но бой все продолжался, принимая затяжной характер. Левая группа прикрытия во главе со старшиной Бражниковым захватила два немецких пулемета и открыла кин­жальный огонь по большой группе немцев. Фашистам пришло подкрепление со стороны шоссейной дороги. Перевес силы оказался на их стороне. И тут подоспел наш отдельный лыжный батальон, которым командовал лейтенант Кузнецов. Он совершил стремительный марш в тыл врага, к станции Будогощь. Его помощь оказалась неоценимой. Немцы бросали оружие и технику, спасались бегством. Подоспели наши танкисты, они смяли отступающие немецкие колонны.

От немецкого плена в этот день мы освободили около 300 мирных жителей, которых немцы согнали в сарай и хотели сжечь. Дети, старики, женщины со слезами благодарили, обнимали своих спасителей. А более двухсот немецких солдат и офицеров остались на поле боя. Такое возмездие получили фашисты за небольшой советский поселок Будогощь.

В. БЕЛОКОПЫТОВ,
бывший командир взвода,
г. Красноярск
*Киришский факел. – 1976. – № 55. – С. 3.

 

*    *    *

В ПАМЯТИ ЖИВУТ ВОСПОМИНАНИЯ

С начала войны фашисты усиленно бомбили поселок Будогощь, особенно железную дорогу. Некото­рые будогощане разъехались [точнее - разошлись - ред этого сайта] по деревням, а с сентября 1941 года началась эвакуация населения в тыл, в основном на Урал. И все же многие остались.

Немцы переправились через Волхов у Грузино и двинулись на Будогощь, а затем – на Тихвин. 23 октября 1941 года Будогощь была занята фашистами.

Железная дорога Будогощь–Чудово была построена до войны; мосты были временные, но поезда ходили. Но немцы быстро передвигались и по проселочным дорогам – на мотоциклах, на машинах.

За два месяца оккупации много бед принесли фашисты жителям, но больше всего – в дни отступления.

1 ноября начала наступление 92 СД со стороны Петровского на Крестцы. За пять дней наступления были освобождены дерев­ни Олешенка, Среднее Село, Крестцы.

7 декабря немцев отогна­ла от Тихвина 4-я гвардейская дивизия и тоже двинулась к Будогощи. Отдельный лыжный батальон (50 чел.) двинулся по железной дороге Тихвин–Будогощь. Ругуйские болота не замерзали и в лютые морозы 1941 года (около 40 градусов). Шли легкие танки, бронемашины и пехота. Немцы уже готовились отступать, жгли все деревни подряд.

Со станции Неболчи вслед за нашими войсками передвигались и назначенные руководители районов.

Рассказывает А. Д. Сурнина:

– Подходили к своим де­ревням. Деревня Лашино – цела, но жителей нет, де­ревня Бестоголово – один дом остался, жителей нет, деревни Званка, Градоша – сожжены, жителей нет.

Всех жителей немцы гнали уже за Будогощь, за д. Васильково к Чудово (впоследствии жители вер­нулись). А отступали немцы из Будогощи стремительно, боясь окружения, ведь с трех сторон шли советские войска. Они не успели уничтожить барак за железной дорогой, где находилось около 200 мирных жителей. Им помешали разведчики 92 СД: сержант Никаноров, мл. сержант Кузнецов и рядовые Савченко и Кравцов.

В железнодорожном складе (на месте нынешнего универмага) немцы собрали около 300 человек из деревень, а будогощан – около 50 человек – в другом здании. Уничтожить их не дали фашистам наши бойцы. Помогал воинам и Владимир Виноградов, которого закрыли в доме с другими.

В это время специальная команда немецких факельщиков поджигала дома. К счастью, успели не много – около двадцати. Заминированы были бывшая школа, вокзал, леспромхоз, частные дома.

Взорвать их не успели. От Кукуя шла 4-я гвардейская дивизия. Наши вошли в Будогощь ночью.

***

Трагедия случилась 28 декабря 1942 года. В 14 часов в школе поселка Будо­гощь дали звонок на урок. В это же время немецкий самолет сбросил на маленькую начальную школу в центре поселка три бомбы. Одна из них попала в третий класс, погибло шесть человек. Погибли также один четвероклассник и одна первоклассница. Ранено - 48. В этот момент я была в 4 классе, нам «достались» стекла, кирпичи, доски. Потом школа располагалась в частных домах до конца учебного года. Учились только 1–4 классы.

Из 379 довоенных деревень Киришского района осталось 107. Многие так и не восстановлены.

Из нашего маленького поселка не вернулись с войны 224 человека, среди них – около 50 выпускников школы.

А. СИМАНОВА.
* Киришский факел. – 1997. – № 3. – С. 2.

*    *    *

КИРИШСКИЙ РАЙОН: ХРОНИКА СОБЫТИЙ ВОЕННЫХ ЛЕТ


– 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С июля поселок Кириши ежедневно бомбили.
– 26 августа, погрузив оставшееся оборудование на плоты, 200 работников лесокомбината и членов их семей покинули поселок.
– 30 августа до оставшихся жителей п. Кириши впервые долетели звуки ближнего боя. К этому моменту почти все население по­сёлка было эвакуировано.
– В августе 1941 г. взорвали ферму железнодорожного моста со стороны правого берега.
– 16 октября 1941 года из района Любани в наступление перешла крупная группировка противника. Главные силы, форсировав Волхов в районе села Грузино, устремились на Будогощь–Тихвин. Части 21-ой пехотной дивизии, преодолев Волхов, круто повернули на север и повели наступление на Кириши.
– C 19 октября 1941 года Кириши оказались в руках врага. 23 октября был занят поселок Будогощь.
– 28 октября началось сражение у деревни Пчева, которую защищал 1084-й стрелковый полк 310 с.д. 3 ноября 1941 г. немцы за­няли деревню Пчева. Весь состав 1084 с.п. героически погиб.
– 9 ноября 1941 г. – дата начала полной оккупации нашего района.
– 9 декабря 1941 г. воины 4-ой армии освободили г. Тихвин, а 54-ая армия вышла в район деревни Оломна.
– С 17 декабря 1941 г. в борьбу вступили части Волховского фронта под командованием генерала К. А. Мерецкова.
– 21 декабря 1941 г. соединения 4-ой армии освободили поселок Будогощь.
– 24 декабря 1941 г. правофланговые соединения 4-ой армии, преследуя остатки вражеской группировки, вышли к оборонительным позициям у Киришей. К концу декабря четко обозначился удерживаемый противником участок местности, вошедший в историю как Киришский плацдарм.
– Весной 1942 года Военный Совет Волховского фронта обратился к населению с призывом помочь в сооружении подходов к линии фронта. Киришане под огнем противника построили сотни километров деревянных настилов-дорог.

 


– Июнь 1942 года – первая серьезная попытка ликвидировать плацдарм противника у Киришей. Понеся значительные потери, подбросив резервы, противник удержался на этом небольшом пятачке у Волхова.
– 21 июля – новая операция по ликвидации Киришского плацдарма, руководил которой начальник штаба Волховского фронта Н. А. Болотников.
– Ноябрь 1942 года – начало операции «Киришский подкоп». 23 февраля 1943 года – операция завершилась уничтожением одно­го из укрепленных пунктов противника.
– В ночь с 3 на 4 октября 1943 г. генерал-полковник Линдеман приступил к отводу своих войск с Киришского плацдарма на заранее подготовленные позиции. 4 октября 1943 года наши войска вошли в рабочий поселок Кириши.
– 6 октября наши войска заняли Ирсу.
– 19 октября подошли к серьезно укрепленному рубежу в районе деревень Тур – Кусино – Липовик – Березовик – Жар. Бои здесь про­должались до 14 января 1944 года. В 20-х числах января освобождены деревни Меневша, Тур, Кусино, Лезно, Зеленцы.
– 23 января 1943 года наши войска перешли границу Киришского района. Это дата освобождения района, окончания его оккупации.

Материал подготовлен сотрудниками Киришского историко-краеведческого музея.

*    *     *

Тексты "Добавления" скопированы с диска "Волховский фронт -1" с сайта Ленинградской областной универсальной научной библиотеки [ссылка]

 


 

 

Hosted by uCoz